Меню Закрыть

Что такое "терпентин" или как избавляются в монастыре от болей в спине

(Рассказ о паломничестве и трудничестве прихожан нашего храма в Псково -Печерском Cвято-Успенском и Спасо-Елизаровском монастырях).

Этим летом впервые наша воскресная школа в составе 10 человек (педагоги, учащиеся и родители ) отправилась на святую Псковскую землю в качестве паломников-трудников. 

В 10-тидневную программу паломничества  входило трудничество в Псково -Печерском Cвято-Успенском и Спасо-Елизаровском монастырях, экскурсии и крестный ход на остров Залит в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.

Как только вступили мы за крепостную стену монастыря, я вспомнила народную поговорку: «Если хочешь Бога насмешить, расскажи ему о своих планах».  Та программа, которую я прописывала в Москве по дням и часам с учетом переговоров со знатоками монастырской жизни в Печерах, с местными жителями, осталась лишь робким напоминанием о том, что с нами должно было происходить в эти дни. Не помогла даже предварительная встреча с отцом Харлампием, который отвечает в монастыре за огороды и жизнь трудников.

 Группу разместили в паломническом центре (бывшей казарме) и поставили на довольствие, но работать в первый день нам не пришлось. В день памяти Иоанна Крестителя монастырь не трудится на полях, поэтому после службы мы заказали экскурсию по святым местам Пскова. Оказывается, посвятить  3 часа такой поездке –это ничто, хотя  нас везде возили на машине, чтобы не терять времени зря.

Юлечка, наш экскурсовод, вдохновенно, с восхищением и гордостью рассказывала об истории города со времен его основания  по наши дни, и мне запомнился спор о патриотизме.

 Что такое патриотизм? — Это любовь потомков к отцам! Всю свою историю город стоял на рубежах Земли Русской, воевал с врагами на её западном рубеже  и всю жизнь славил Бога. Псков ни разу не был взят захватчиками с  бою, только предательство вынудило псковичей однажды покориться ворогу. Только псковским женщинам Церковь разрешила носить мужские одежды, потому что  они стояли на крепостном валу во время сражений и воевали наравне с мужчинами.

А скольких святых вскормила Псковская Земля! Не оскудевает она молитвенными и ратными подвигами и в наши дни. Мы проезжали мимо домов, в  которых жили ребята из «6 роты», погибшие в Аргунском ущелье, побывали в пещерах монастыря, где покоятся мощи святителей и молитвенников, подвизавшихся  в святом монастыре, который не закрывался никогда.

Чем отличается служба в монастыре от привычной для горожан храмовой службы? – да, пожалуй, ничем. Наверное, это мы отличаемся сами по себе. В Москве, где храм рядом с домом, мешают молиться мысли суетные, заботы. Отвлекает все, потому что жизнеустроение другое. Все надо подметить, за всем проследить, упредить, мысли цепляются одна за другую. А здесь, в монастыре, тебя не волнует ничто! Дети, семья, работа, заботы — все отключено на время. Само понятие ВРЕМЯ  пропадает, оно ненужно для осознания происходящего. Еда и ночлег есть, самое простое и непритязательное (о чревоугодии и многоспании здесь думать не приходится), лишние мысли тоже в голову не лезут, так как после 8-часовой работы на поле в голове просто никаких мыслей нет. Очень хочется сохранить это состояние отрешенности от суеты житейской на молитве, на службе.

О послушании и трудничестве отдельный разговор. Какие только мысли лезли в голову поначалу. Вспомнилось выражение, которое прочитала у святых отцов: «Христианство – безумие  для мира». Это точно. Именно это в голову и стучалось: «Зачем я здесь? На даче не была ни разу, там все заросло, ну какая польза от того, что я приехала за тысячу километров окучивать капусту, а свое поле бурьяном поросло, какая польза от того, что я в Печерах молиться буду, а не в Троице-Сергиевой Лавре, где рядом мама престарелая, дача? Вот ненормальная-то! А еще людей с собой притащила..» Но это только в первый день, да и то до обеда. Потом отец Харлампий начал наши «внутренние сорняки окучивать» и все стало на место:

— Что, друзья, будем вырабатывать мужской гормон «ТЕРПЕНТИН»!

— Какой, батюшка?                                                                

-А ты тяпочку бери и на грядки, а там все увидишь.

«Включил» отец Харлампий псалтирь, и пошла работа. Дети время от времени молитвы вслух читали, как батюшка скажет. У каждого своя грядка, а сам он от одного к другому переходит, чтобы всю группу вместе держать.

-Евгения, ты что сорняки оставляешь?

— Да где, батюшка? (пытаюсь возвратиться на предполагаемое место моей халтуры).

 –Не ходи, не ходи попусту, я за тебя доделаю! Мартышкин труд не делай! Мартышкой хочешь быть?

— Нет, батюшка!

— Тогда повторяй: «Господи помилуй, Господи, прости»!

Заныл 12- летний Арсений:

-Батюшка, спина болит!

— Сейчас вылечим. Повтори молитву « Господи , помилуй» пятьдесят раз в    « планочке». А пока ребенок стоит в горизонтальной позе между грядок , сам с тяпкой по грядкам «танцует», по-другому и не назовешь. Работает он так — заглядеться можно! Но не заглядишься — не даст:

— Что красиво? – Красиво!   — Не стой, работай!

-Ну, что, прошла спина?

-Прошла…

-Господи , помилуй! У кого еще спина болит? 

Все молчат, улыбаются.

-Ну, тогда споем!

-Да не умеем, мы, батюшка!

А он уже запел. Голос у отца Харлампия молодой, сильный, да и сам батюшка на вид лет сорока. Через три минуты мы уже поем монастырский распев, а через пять — на два голоса. Как так получилось? Понять никто не успел — «сорняки» опять полетели:

-Утреннее правило- то кто читал сегодня?

-Я читала, — отозвалась Нина Петровна.

-«Я» — самая черная буква, запомни Нина, никогда ее не произноси! Господи, помилуй! Господи, прости!

А тут и конец грядки и восьми часовой полевой работы. Светлана Александровна распрямляется и со своей лучезарной улыбкой поворачивается к группе . С радостью и удивлением сообщает отцу Харлампию:

-У меня спина совсем не болит!

-А это ты не напрягалась совсем.

Эту фразу мы вспоминали в дальнейшем с улыбкой между собой на всех послушаниях. Вот она практика Амвросия Оптинского: «Кто нас корит, тот нам дарит..» После Печор женский Спасо-Елизаровский монастырь нам представлялся санаторием.

С утра Литургия, три часа работы по благословению и вечерняя служба. Мы себя чувствовали подготовленными спецами по полевым работам. Но не так все просто! Переезжали мы из Печор в Елизарово накануне праздника в честь святых апостолов Петра и Павла, вечером. По договоренности в монастыре нас ждал ужин после трудов полевых, расселение в сестринском корпусе и отдых.  После помазания подхожу к настоятельнице  игуменье Евфросинии за благословением помолиться и потрудиться нашей группе. Обрадовалась матушка, пригласила на крестный ход завтра с утра и благословила исповедаться и причащаться в праздник.

-Матушка, а мы только вчера в воскресенье все причастились в Печорах!

-Ну , как же в такой праздник и без причастия? Давайте на исповедь.

А мы-то размечтались – ужинать, спать. А на исповедь очередь-то монастырская….

Что можно сказать о детях? Разные были трудники по возрасту от 8 лет до 18 ти. Что приобрели они на полях монастыря кроме мозолей? Господь один серцевед. Я согласна  с протоиереем Андреем Ткачевым: «Воспитать ребенка в вере – это значит, ко всему прочему, научить его трудиться…очень трудно в жизни будет безалаберному, несобранному, неряшливому, неусидчивому, невыносливому, нетерпеливому, ленивому человеку быть верующим…

Да, можно и на своей даче трудиться. Но если рядом «бригадир», у которого «ТЕРПЕНТИН» уже выработан, то сорняков в душе  больше увидеть сможешь.

Е.В. Петрук

Top