Меню Закрыть

"Много званых, но мало избранных" — проповедь отца Ильи Письменюка

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о званных на пир (Лк. XIV:16-24). Некий богатый человек позвал разделить с ним ужин знакомых людей. Но, под тем или иным предлогом, все званые отказались. Тогда же этот человек повелел своему рабу собрать на ужин всех, кого он найдет: нищих, увечных, хромых и других случайных людей. Завершается же евангельское чтение тревожными словами: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Толкуется данная притча достаточно просто: богатый человек – Бог; ужин – жизнь с Господом и пир веры; званые – все люди; избранные – те, кто откликается на призыв Божий. Господь зовет к себе всех людей, но никого не заставляет приходить к Себе.  Быть избранным – зависит от нас и нашего ответного шага навстречу к Господу.

Приведенное Евангелие очень резонирует с имеющим место в наши дни отношением к христианской вере. С одной стороны, есть люди, которые верят в бытие Божие, но практически не стремятся соединить с Ним свою жизнь: кому-то Церковь не нравится, кому-то священник не импонирует, кто-то считает выдумкой Таинства… Однажды, один человек, желая крестить своего ребенка, одновременно убеждал меня в ненужности церковных Таинств и в том, что исповедоваться он может и одному из своих друзей…  При этом, крестить ребенка он хотел именно в храме!
Еще печальней, что и среди многих верующих призыв Божий остается неуслышанным. Мы, христиане, являемся теми знакомыми Хозяину пира людьми, которых Он хочет увидеть рядом с Собой. Каким же образом происходит отвержение этого призыва? Формально находясь в Церкви, оказывается, возможно быть очень далеким от христианской веры. Например, не раз приходилось слышать от верующих о необязательности понимать слова и содержание молитв, о достаточности их просто вычитывать. Многие так пользуются псалтырю: пробежались по непонятным буквам – вроде как исполнили христианский долг. Недавно меня убеждали в том, что вера в Таинствах Крещения и Причастия – второстепенная вещь. Получается, можно креститься и не жить по вере – и, якобы, будешь чем-то лучше некрещеного человека. Некоторые называют нормальной практику причащения без понимания и веры в то, что в Чаше находятся Тело и Кровь Христовы. Приходилось слышать о том, что Господь Своей благодатью подавляет человеческую волю. Из последнего получается, что вера и внутреннее расположение к Таинству необязательны для его участника. Следуя такой логике, многие родители крестят своих детей, совершенно не заботясь ни о своей духовной жизни, ни о жизни детишек после принятия крещения.  

В итоге, обе категории людей относятся к церковной жизни, как к магизму. Они надеются, что само совершенное в храме действие, без какого-либо личного движения навстречу, само по себе, дарует им все необходимое для спасения. Можно не верить, не понимать, не жить в соответствии с верой – все это не нужно. Совершив ряд ритуальных действий, считают они, человек получает спасение.

Но, оказывается, что притча о званых, как и христианское догматическое учение о Таинствах, говорят о совершенно другом подходе. Для нас важно ответить любовью на любовь. Христианство учит о синергии, соработничестве Бога и человека в деле спасения. Благодать Божия не ущемляет человеческую свободу. Наш выбор, наши вера и усилия – от этого напрямую зависит принятие спасительного действия Божьего в конкретной человеческой жизни. В христианской догматике есть учение о том, что действенность и спасительность Таинств для человека зависят от его веры и внутреннего устроения. И это касается не только Таинств, а всего, что наполняет пространство церковной жизни. Если человек читает молитвы, а ум его летает где-то далеко или слова молитвы ему непонятны – это не молитва, не разговор с Богом, а бесполезная вычитка. Если человек постится, а сразу после поста пускается «во все тяжкие» – грош цена такому посту. Если крещеный в детстве младенец вырастает в атеиста, не верует в Господа или совершенно не живет в соответствии с этой верой, то Крещение пока не является для него спасительным, т.к. этот человек своим личным выбором отвергнул это Таинство. Благодать Божия для христиан – не магия и не механический процесс, а спасительное действие, которое люди должны своей свободной волей принять, как необходимую часть своей жизни.

Мы призываемся Господом разделить с Ним пир веры.  Но разделить мы его должны не формально, а нашим искренним желанием стать его участником и теми небольшими шагами веры, которые приведут нас к избранию, спасению и жизни вечной. Аминь.

священник Илья Письменюк

30.12.2018

Top