Программа создана на основе государственной программы базового среднего образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста
Лапоновой М.М., учителем русского языка и литературы ГБОУ Школа № 814, для учащихся воскресной школы при храме Иверской иконы Божией Матери на Мичуринском проспекте г. Москвы.
Целью данной программы наряду с реализацией общеучебных, образовательных, развивающих и воспитательных целей и задач, как то:
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетической восприимчивости; совершенствование всех видов речевой деятельности: умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать на заданную тему;
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов, живущих в многонациональной России.
— формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;
— развитие устной и письменной речи, творческих способностей;
— приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов; —
является
- Формирование у обучающихся христианского мировоззрения;
- Закладывание основ христианской православной культуры;
- Воспитание и развитие духовного мира детей на основе христианских нравственных ценностей.
Программа ориентирована на две возрастные группы учащихся:
1. Дети 10-13 лет (основная группа)
2. Дети 14-16 лет (старшая группа)
Программа для группы 1 носит рабочее название «Дети и детство в творчестве классиков литературы» и рассчитана примерно на 20-25 учебных часов.
Содержание программы:
1. А.П. Чехов. Рассказы «Ванька», «Спать хочется». 3 ч.
2. В.Г. Короленко «Слепой музыкант», 2ч
3. А. Куприн «Белый пудель». 2-3 ч.
4. Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками». 2 ч.
5. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». 2 ч.
6. Л. Чарская «Газават». 4-5 ч.
7. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 3 ч.
8. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». 4 ч.
Ожидаемые результаты прохождения программы:
— приобретение детьми навыков «медленного» чтения и анализа литературного произведения;
— развитие и углубление представлений учащихся об основах христианской этики и нравственности;
— улучшение микроклимата в коллективе и формирование у детей уважительного и дружеского отношения к людям других национальностей и вероисповедания;
— приобретение навыков творческой переработки (интерпретации) художественного текста.
Программа для группы 2 называется «Евангельские мотивы в творчестве А.С. Пушкина» и рассчитана на углубленное изучение ключевых произведений в творчестве классика русской литературы в течение 25 учебных часов.
Содержание программы:
1. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» 2-3 ч.
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 5-6 ч.
3. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сольери» «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы». 5-6 ч.
4. А.С. Пушкин «Борис Годунов» 5-6 ч.
5. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 5-6 ч.
6. А.С. Пушкин. Лирика 3-4 ч.
Ожидаемые результаты прохождения программы:
— углубление навыков «медленного» чтения и анализа литературного произведения;
— углублённое восприятие смыслового содержания и художественных особенностей пушкинского текста;
— развитие эстетического «чутья» и творческих способностей учащихся;
— формирование нравственного кодекса православного христианина на основе глубокого анализа содержания изучаемых произведений.
На основе данной программы сформированы примерные календарно-тематические планы.