Меню Закрыть

Рассказ очевидца. «На поле Бородинском, на поле боевом 203 года спустя»

Рассказ очевидца

  Преодолев все препятствия, мы всё-таки добрались до лагеря к полудню субботы.  Бородино встретило нас стройными рядами белых палаток членов различных  военно-исторических клубов и проливным дождем…

Погода шептала: «Куда вы едете в такое ненастье?»  Но нас вела вперёд  РЕШИМОСТЬ во что бы то ни стало осуществить своё паломничество к месту неувядаемой русской воинской славы!  Тем более что наш отряд состоял как из бывалых туристов-походников, «обстрелянных» реконструкторов – воспитанников  военно-патриотических клубов "Росток" и "Суворовец", — так  и из новобранцев — членов семейного клуба "ВРАТАРНИЦА" и учащихся воскресной школы, —  впервые решивших  «понюхать пороха» походной жизни в прямом и переносном смысле.

     Да, на войне, как на войне: сырость, грязь, теснота, неразбериха… Мы шли на Бородинское поле, чтобы приобщиться к живой истории, прикоснуться к реликвиям, осознать значение и величие этой исторической битвы, помолиться… Наши «походные лишения» и дорожные заминки, конечно, даже отдалённо не соответствуют условиям, в которых воевали солдаты кутузовской армии, однако все надежды на встречу с исторической былью  оправдались с лихвой.

    На Бородинском поле мы увидели не спектакль, не игру «взрослых мужиков» в войну и не крупномасштабное костюмированное шоу – мы прикоснулись сердцем к  душе русского солдата, почувствовали ту неисчерпаемую силу духа, безрассудную смелость и безграничную Любовь к России, которую описал Лев Толстой в эпопее «Война и мир». В этих словах нет пафоса и преувеличения, потому что зрители были свидетелями реконструкции не только сюжетной линии боя, но и той перешедшей по наследству от пращуров к потомкам самоотверженности, РЕШИМОСТИ, с которой русский солдат готовился встать на защиту родной земли  и, если надо, — умереть за неё, не колеблясь.

        Перед началом боя прозвучал приказ по  русской армии «На молитву!», и полки обнажили головы, как 200 лет назад. В 1812 перед началом Бородинской битвы  по приказу Кутузова по всей передовой линии русских войск священники  крестным ходом пронесли Смоленскую икону Божией Матери, солдаты и сам фельдмаршал причастились Святых Христовых Тайн, оделись в чистые рубахи… Русские солдаты готовились «положить живот «за други своя», а во французском лагере Наполеон  праздновал рождение наследника.

Наверное, эта же РЕШИМОСТЬ привела и одного из юных участников нашего похода в самую гущу событий. Взяв флейту, надев мундир, он нашел музыкантов Линейного Гренадерского полка и вышел с ними на поле. Как он это сделал, кто ему разрешил, ведь детей на поле не пускают!? 

– Бог весть.  Вот уж, действительно, было испытание для мамы: и ей пришлось погрузиться в живую историю в реальности и ощутить во всей полноте, какова она —  женская доля – отпустить сына на войну и молиться о его возвращении…

Фотографии и видеозаписи реконструкции не вызывают ощущений, которые можно пережить в реальности. Эффектные фото пехоты, вставшей в каре, не передают всего величия, и трагизма, и непостижимости ситуации,  которую  видишь в 30 – 50-ти метрах перед собой, сидя на земле Бородинского поля, каждая пядь которой пропитана кровью русских и французских солдат, под гром артиллерии, в дыму от пушечных взрывов.

Представьте себе готовую к бою шеренгу пехоты, перед которой рассыпались в цепь  егеря, а  за основным строем двигается маленький отряд музыкантов. И вдруг, манёвр — атака  конницы неприятеля. Шеренга мгновенно перестраивается в каре и превращается в «ощетинившуюся крепость».  В середине оказываются безоружные музыканты, а в первых рядах, лицом к лицу с неприятелем — пехота. Только  почти двухметровое ружьё с примкнутым штыком  защищает солдата от клинка  врага.

 Разъяренная конница, копыта лошадей, пар из ноздрей и глаза в глаза с лютым врагом, — а за спиной твой верный товарищ и  брат  — солдат, барабаны с флейтами, а в душе — молитва!

   К большому сожалению, в Спасо-Бородинском  монастыре отряду удалось побывать только после баталии 6 сентября. Все  паломники с благоговением приложились к святыням и подали записочки за своих близких и за всех воинов, «положивших живот свой за други своя»… Трудничество в монастыре пришлось отложить до следующей поездки.

   И пусть не всё запланированное удалось осуществить, наше паломничество, безусловно, состоялось. Все участники похода имели возможность проявить в нём лучшие свои качества: ответственность за безопасность женщин и детей и организацию лагерной жизни взяли на свои крепкие мужские плечи Александр Майшев, глава семьи новобранцев, и бывалый курсант Алексей Криволапов; дисциплинированность и собранность продемонстрировали все паломники, включая полуторагодовалого Ванечку – будущего солдата – и главного реконструктора, Макара Петрука, которому чрезвычайно тяжело было возвращаться к мирной жизни…                                                       

Top