Меню Закрыть

Тихвинская Икона Божьей Матери

Икона Божией Матери, называемая Тихвинской, была написана апостолом и евангелистом Лукой и послана им вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию царюФеофилу, принявшему тогда веру Христову. После смерти царя икона была перенесена в Иерусалим, а в V в. — в Константинополь, где ее поставили во Влахернском храме. Здесь образ Пресвятой Богородицы пребывал почти 540 лет, а когда начались гонения на иконы, его укрыли в обители Пантократора. Когда иконоборчество прекратилось, его снова возвратили во Влахернский храм. Но в царствование Иоанна Палеолога, за 70 лет до падения Константинополя, икона скрылась из города и появилась в пределах Новгорода. Это произошло в 1383 г. во время царствования благочестивого князя Димитрия Ивановича.

Однажды на Ладожском озере рыбаки ловили рыбу, и вдруг осиял их свыше свет необыкновенный. В солнечном сиянии, как будто ее несли невидимые руки, шла по воздуху над водами икона с образом Пресвятой Богородицы. Рыбаки оставили свое дело и с удивлением и радостью смотрели в сторону, куда шествовал дивный образ. Но вскоре икона скрылась из глаз, а через некоторое время на воздухе стоящая и неизреченным светом сияющая появилась в деревне Вымоченицы, располагавшейся за 100 километров от Тихвина. Увидев это дивное знамение, местные жители стали усердно молиться Царице Небесной, и чудотворная икона с воздуха опустилась на землю. Вскоре здесь был возведен небольшой деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и от чудотворной иконы стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

Однако через некоторое время дивным образом явившаяся икона вдруг скрылась и вновь была обретена на горе уже в 20 километрах от Тихвина. Но и здесь она оставалась недолго: невидимо, как перенесенная, чудотворная икона явилась над горою – у реки Тихвины. Тогда множество народа, священники в церковном облачении, с крестами, иконами и с пением псалмов долгое время со слезами на глазах молились Пресвятой Богородице, чтобы Она не оставляла их грешных и явила Свою милость их городу. Пресвятая Богородица услышала сердечные молитвы людей, и Ее пречистый образ дался в руки священников. Собравшийся народ тотчас приступил к возведению церкви для явленной иконы на той самой горе, где Царицей и Владычицей Небесной было избрано место явления Ее чудотворного образа.

В тот же день срубили три венца новой церкви, а к вечеру многие разошлись по домам, осталось только несколько человек. Долгое время они пребывали в молитве, но к утру заснули… И вдруг образ Пресвятой Богородицы с заложенным основанием церкви и приготовленными для ее возведения «риалами силою свыше были перенесены на другое место, да, находившиеся при храме и пришедшие утром, очень удивились и испугались, не увидев обретенного накануне образа. Горестно стали молить они Господа, чтобы не отнимал Он дарованной милости и открыл бы им, где теперь обретается чудная икона. И явился молящимся чудный свет по другую сторону реки: они поспешили туда и увидели сияющую, подобно солнцу, икону, избравшую место для храма в болотной пустыне. Здесь же люди увидели и сруб своего храма, и другие строительные материалы. Помолившись Пречистой Деве Марии, они приступили к работе.

Весть о дивном событии была послана Новгородскому архиепископу Алексию и городским властям Тихвина, а архиепископ, в свою очередь, с великой радостью сообщил обо всем великому князю Димитрию Ивановичу. А потом, рукоположив пресвитеров и священников, архиепископ Алексий послал их в Тихвин к чудному образу и дал им антиминс и благословение на возведение и освящение церкви во имя честного Успения Пресвятой Богородицы.

Освятить новый храм решили к празднику Успения и, чтобы созвать к этому дню народ, в окрестные села и деревни послали пономаря Георгия — мужа смиренного и боголюбивого. Возвращаясь назад, он ощутил на некотором расстоянии от храма дивное благоухание, и вдруг явилась ему Сама Пресвятая Богородица, сидящая на сосновой колоде и держащая в правой руке червленый жезл, на который Она как бы слегка опиралась. Перед Ней предстоял седой человек в святительских ризах, всем своим видом похожий на Святителя Николая.

Увидев это чудное видение, Георгий трепетно встал на колени и с верой и радостью смотрел на Пречистую Деву Марию. Она же сказала ему: «Передай священникам и всем людям, чтобы не ставили железный крест на церкви Моей, а поставили бы деревянный». Пономарь со страхом отвечал: «Госпожа Царица Небесная, не поверят мне». — «Если не поверят словам твоим, то для удостоверения будет дано им знамение», — сказал Святитель Николай.

Георгий до земли поклонился Пресвятой Богородице и Святителю Николаю и пошел исполнять их повеление. Он рассказал людям обо всем происшедшем, но они не поверили ему и, вопреки повелению Божией Матери, хотели водрузить на храме железный крест. Один из работников уже стал было укреплять его на главе храма, как вдруг сильный ветер снес его с крыши и невредимым поставил на землю. Видевшие это чудо, признали правдивость слов пономаря и тотчас исполнили волю Владычицы Небесной.

Освятив церковь, священники и народ пошли на то место, где Георгию явились Пречистая Дева Мария и Святитель Николай, и там построили часовню во имя Святого Николая. А из колоды, на которой сидела Божия Матерь, сделали крест и поставили его в той часовне.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и часовня во имя Святителя Николая два раза сгорали, но икона с образом Царицы Небесной и сделанный из колоды крест всегда оставались целыми и невредимыми.

Ко времени царствования князя Василия Ивановича церковь простояла уже более 100 лет и была снесена по ветхости, а на ее месте возвели каменный храм. Во время строительства его продолжали совершаться чудеса, прославившие чудотворную силу пресветлого образа Богородицы. Когда уже церковь и паперть были сложены и каменщики стали белить стены, паперть вдруг обрушилась и засыпала 22 работника. Все уже считали их погибшими, но когда по прошествии трех дней их откопали, то, к великому удивлению всех, нашли живыми и невредимыми.

После освящения каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы великий князь Василий Иванович, благоговевший перед Тихвинской иконой Божией Матери, часто посещал храм и лобызал этот образ. В его же царствование на том месте, где была поставлена часовня во имя Святителя Николая, устроили деревянный храм во имя его, а при нем — мужской монастырь.

Царь Иван Васильевич, подражая родителю своему, тоже часто посещал Тихвин, чтобы чествовать святой образ Царицы Небесной. А потом, посоветовавшись с митрополитом Макарием, приказал основать здесь мужской монастырь — каменный, с каменной же оградой. Во время устроения этой обители к пребывавшему там Новгородскому архиепископу Пимену пришел из Великолукского монастыря, отстоявшего от Тихвина на расстоянии почти 500 километров, инок Авраамий. И рассказал, что очень долго болел и ждал уже смерти, но наставник его, старец Мартирий, посоветовал сходить в Тихвин и помолиться Пресвятой Богородице. И как только он, Авраамий, дал обет сделать это, тотчас получил исцеление и силы исполнить свое обещание. Услышав об этом чудном событии, архиепископ Пимен очень обрадовался и не отпустил Авраамия назад, а поручил неотлучно находиться при чудотворном образе и вручил ему ключи церковные.

Между тем старец Мартирий, отпустив ученика своего, начал сильно скорбеть, что сам не пошел с ним для поклонения святому образу. Он решил дождаться Авраамия, а уж потом отправиться в Тихвин, и было ему во сне такое видение: высокий огненный столб стоял в той стороне, где находился Тихвин, а на столбе — образ Пресвятой Богородицы в ярком сиянии. Проснувшись, старец Мартирий еще больше захотел поклониться пречистому образу Царицы Небесной. Поэтому он все оставил и, не дожидаясь Авраамия, пустился в путь. Добравшись до Тихвина, он увидел ученика своего здоровым и сам остался в монастыре. Но вскоре, по Божьему промыслу и назначению начальства, его отправили в другое место пустынножительства — на остров Зеленый, располагавшийся в 40 километрах от Тихвина.

На новое место старец Мартирий пришел, взяв с собой список с Тихвинской иконы Божией Матери, который он всегда брал с собой, если куда-нибудь отправлялся. Как-то старец Мартирий был в Твери, где тогда по повелению Ивана Грозного проживал казанский хан Симеон с больным сыном. Когда благочестивый старец узнал, что от тяжелого недуга царевич умер, он помолился Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и возложил чудотворный образ на мертвого. И царевич ожил! В благодарность за это великое чудо хан Симеон возвел в пустыне Мартирия каменную церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы и устроил обитель — Зеленецкий монастырь.

В царствование Михаила Федоровича Тихвинский монастырь неоднократно осаждали шведы, но образ Пресвятой Богородицы всегда ограждал обитель от разорения. В одну из битв русские воины, победив врагов на реке Усте, часть из них взяли в плен, и в числе пленников оказались многие из тех, кто прежде вольничал в обители Тихвинской. Один из шведских военачальников, еще находившийся с войсками в Новгороде, решил освободить пленников и отрядил для этого свои полки, чтобы истребили они святое место и окрестности вокруг него огнем и мечом.

Заслышав об угрожающей опасности, местные жители с семьями своими укрылись за каменными монастырскими стенами, надеясь не столько на их крепость и силы человеческие, сколько на заступничество Пресвятой Богородицы. Шведы окружили святую обитель, и все укрывшиеся в ней — иноки и простые жители — бились с врагом, кто — стоя на стенах, кто — молясь в церкви перед чудотворным образом. В одну ночь женщине по имени Мария, заснувшей с молитвенными слезами, явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Скажи всем находящимся в обители, чтобы взяли икону Мою и обошли с нею по стенам вокруг монастыря». Святое повеление Небесной Заступницы было немедленно исполнено с радостью, усердием и надеждой, и по молитвам верующих на шведов вдруг нашли такие страх и робость, что они в смятении бежали.

Образ Тихвинской Божией Матери был утрачен в середине прошлого века, когда Тихвин захватили фашисты. Осознавая ценность иконы для верующих, немцы вывезли ее из города, и поначалу она хранилась в Троицком соборе Пскова. Когда немцы стали отступать, образ попал в Ригу, а потом в Лиепаю: здесь хранителем святыни стал латышский епископ Иоанн Гарклавс.  Вместе с ним она сначала попала в Польшу, а затем в Германию. В 1949 г. епископ Иоанн вместе с матерью и приемным сыном Сергеем перебрался в США, и с того времени Тихвинская икона Божией Матери не покидала пределов Америки.

Иоанн Гарклавс умер в Чикаго в 1982 г. Перед смертью он попросил своего приемного сына вернуть святыню в Тихвинский монастырь, «когда не будет угрозы православию». Одним из условий возвращения иконы в Россию владыка ставил возрождение монастыря, которое и началось в 1995 г.

23 июня чудотворная икона прибыла в Москву — в храм Христа Спасителя, где ее уже ожидало множество верующих. Пять дней приходили люди на поклонение Тихвинской иконе Божией Матери, а 27 июня после литургии состоялся крестный ход с чудотворным образом в Кремль. На другой день икона была доставлена в Казанский собор Санкт-Петербурга, а 4 июля ее перенесли в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Через четыре дня святая икона в спецвагоне отправилась в Тихвин, а 9 июля (в день памяти иконы) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил в Успенском соборе Тихвинского монастыря Литургию.

Top