Меню Закрыть

Зачем и как подавать записки

Как правильно подавать записки

Зачем подавать записки

Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких.

Поминовение за Божественной Литургией — особый вид общецерковной молитвы. Заказывая молитву, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких или о упокоении усопших.

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Кого можно и нужно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминовения, нельзя указывать имена некрещенных в Православной Церкви, а также имена самоубийц.

Записка «О здравии»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать имена тех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Записка «О упокоении»

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, наставников, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, а продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью перед очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20,38).

Памятка для желающего подать записки о живых и усопших:

  1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром, до начала службы.
  2. Наверху записки должно быть изображение креста.
  3. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
  4. Первыми указываются имена духовных лиц с указанием сана, затем имена мирян.
  5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли).
  6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
  7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец (например, младенца Иоанна), от 7 до 15 лет – отрок или отроковица.
  8. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный».

Записки на молебен или панихиду подаются отдельно.

Как совершается в храме поминовение живых и усопших на проскомидии

Проскомидия – это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства Причащения. В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб и вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба – этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимает частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах.

Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

Все вынутые частицы укладываются на дискос в определенном порядке.

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются наши записки. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (имя)».

Эти вынутые частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор. Частицы, лежащие в определенном порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне и не используются для Причащения.

После того, как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон вкладывает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир напоена Божественной кровью, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого вынималась.

Что такое заказная записка

В дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена, указанные в заказной записке, на ектении, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

По материалам книги: «Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении». М.: Сретенский монастырь; «Новая книга», 1997.

Top