Меню Закрыть

Новогоднее поздравление святителя Феофана Затворника

По­здра­вил я вас с Но­вым го­дом ми­мо­хо­дом, а по­том при­шло на мысль и осо­бо по­здра­вить вас с ним и по­же­лать неч­то осо­бен­ное. Что же имен­но? То, что­бы вы ста­ли но­вень­кой. Как но­вень­кой? Так, как бы­ва­ет вся­кое но­вень­кое плать­и­це: все на сво­ем мес­те, ни пят­ныш­ка, ни по­мя­то­сти, так и ве­ет от не­го све­же­стью. Вот по­доб­но­го се­му же­лаю ду­ше ва­шей. По те­лу вы, как о пла­тье го­во­рит­ся, толь­ко что с иго­лоч­ки, со­вер­шен­но но­вень­кая. А душа наша и на свет является со старым и, если не отнять от нее этого старья, она так и останется старой, не вкусив новинки. Старое в душе – суета и страсти. Выгоните все такое – и станете новенькая.

Расскажу вам одно предание, и вам будет яснее, в чем тут дело. Некто жил где-то далеко в пустыне. Заболели у него внутренности: легкие ли, или сердце, или печень, или все вместе. Боль хоть умирай. Людской помощи неоткуда ожидать, прибег к Богу со всесильною молитвой. Услышал Господь. В одну ночь, заснувши, видит он такое видение: пришли два Ангела с ножами, разрезали его, вынули больные части, вычистили их, вымыли и чем-то смазали. Затем все положили на свое место, спрыснули чем-то – и все срослось, как будто и разрезов не было. Проснувшись, старец встал совсем здоровым, как будто никогда не болел, новеньким, будто юноша во цвете сил. Видите, чего вам желаю? Чтоб в вашей душе все было перечищено, больное и старое повыброшено, все оздравленное и обновленное поставлено на свое место и вспрыснуто живою водой. И станете новенькая, свеженькая, полная светлой, отрадной жизни.

Рассказывал я эту историйку одному из трудящихся над собою. Выслушав ее, он нехладно воззвал: «О, когда бы пришли Ангелы и сделали с душою моею то же, что сделали с телом того старца!» В этом воззвании слышались и молитва, и желание свалить на других то, что должно быть сделано своими трудами. Ибо и такое лукавство не чуждо нашему сердцу, что хорошими быть мы не прочь, но потрудиться ради того – руки опускаются.

Душу перечищать и исцелять не придут Ангелы. Бывают при этом и их указания и вразумления, но делать все надо самим. Даны все средства, или орудия, и лекарские инструменты. Бери сам и режь себя, где нужно, без всякого жаления себя. Другой никто этого не может сделать. Сам Бог не входит во святилище души могуществом Своим, а благоволительно просит входа.

Вас я и не спрашиваю, как вы располагаетесь: сами себя перечищать или на других все сваливать. Вы еще и не брались за это как следует. Но когда возьметесь, то я и вам пророчу, что не раз придет вам, и не летучее желание: «О, когда бы пришли Ангелы и все перечистили!» И однако ж Ангелы не возьмутся за это, хоть тут же с вами будут. Дело очищения надо будет вести самим, без жалости к себе. Производитель его в нас есть та живодейственная ревность, о которой я писал в прошлый раз. Она и резак, и нож, который весьма хорошо действует, когда отточен благодатию и направляется по ее же внушениям. Она и безжалостна бывает, когда вселится в сердце и режет, не слушая криков режемого. Зато и дело при ней идет спешно и скоро приходит к концу, ибо не все – резанье. Когда все поотрежется, тогда ревность не ножом уже бывает, а стражем и всю лютость свою обращает на врагов спасения, от докучливости которых никто не свободен и бесстыдство которых никогда не оставляет покойным никого.

Сами видите, что речь эту я завел затем, чтобы раздражить ваше желание точнее определить, есть ли у вас такая ревность. Ибо без нее не пойдет ваше дело духовное. Да когда ее нет, значит, дух спит, и когда он спит, нечего и толковать о духовном.

Святитель Феофан Затворник
Из книги «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»
Сайт «Ветрово»
30 декабря 2018

Top