Статья священника Ильи Письменюка, посвященная памяти святителя Тихона Московского и рассказывающая о развитии святителем духовного образования на американской земле.
Жизнь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в первую очередь, известна его Первосвятительским служением в невероятно трудные для Русской Православной Церкви и всего Российского государства времена, когда богоборческая власть всеми силами старалась вытеснить из пределов страны или в принципе уничтожить христианскую веру. Но жизненный путь Московского святителя до патриаршества был также наполнен непередаваемым стремлением послужить на любом месте и в любых обстоятельствах, какие бы Господь не уготовил будущему Патриарху. Особое же место на протяжении всей жизни святителя занимало попечение о развитии духовного образования.
После окончания Псковской духовной семинарии и Петербургской духовной академии в 1888 г. со степенью кандидата богословия на протяжении десяти лет будущий святитель нес послушания в духовных учебных заведениях. Сначала в родной для себя Псковской семинарии в качестве преподавателя основного, догматического и нравственного богословия. Там же молодой Василий Белавин принял монашество с именем Тихона (в честь свят. Тихона Задонского). В 1892 г. иеромонах Тихон был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской духовной семинарии. В 1897 г. архимандрит Тихон был хиротонисан в епископский сан, став викарием Холмско-Варшавской епархии[i].
14 сентября 1898 г. вышло промыслительное для всей истории Православия в Америке решение – епископ Тихон (Белавин) был назначен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру:
«Государь Император, в 14-й день минувшего сентября, Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии преосвященному Алеутскому Николаю епископом Таврическим и Симферопольским, а викарию Холмско-Варшавской епархии, преосвященному Люблинскому Тихону епископом Алеутским и Аляскинским»[ii].
Начался новый период в жизни святителя, который также растянулся на целое десятилетие и был связан с миссионерским служением на Американской земле. Однако духовное образование не было забыто и даже наоборот стало одним из важнейших направлений развития епархии, с результатами которого епископ Тихон связывал будущее американского православия.
К моменту начала служения в Америке новоназначенного иерарха духовное образование находилось там если не в полном упадке, то в весьма непростом положении. Первая духовная семинария в Америке была открыта еще святителем Иннокентием (Вениаминовым) на острове Ситка в г. Новоархангельск еще в 1840 г. Однако уже в 1852 г. она была переведена в Российскую империю в г. Якутск. С тех пор более 50 лет в Америке не было ни одной духовной семинарии[iii]. А потому идея о создании в Америки своей собственной духовной школы уже в самом начале XX столетия стала одним из основных направлений трудов епископа Тихона. Еще одна причина, по которой этот вопрос так беспокоил иерарха была простой, но трудноразрешимой – нехватка священнических кадров. В 1899 г. в Америке было всего 29 приходов. К 1905 г. таковых насчитывалось уже 60. Паста превышала 50 тысяч верующих. Но на рубеже XIX-XX вв. во всей епархии не насчитывалось и 50 пресвитеров, которые физически не могли удовлетворить духовную жажду своей паствы[iv].
К началу XX столетия существовало два способа увеличения числа духовенства в Алеутской и Аляскинской епархии, преобразованной в 1900 г. в Алеутскую и Северо-Американскую кафедру. Либо пастыри назначались в Америку из России, либо выпускники американских православных школ отправлялись в империю для обучения в одной из семинарий с последующим возвращением домой[v]. Однако из-за трудностей и дороговизны обучения будущих священнослужителей в России, большинство пастырей именно назначались для служения в Америке. Такое назначение очень многих из них тяготило: в одном из отчетов за 1905 г. святитель Тихон жаловался, что назначенные в Америку священнослужители тоскуют по родине и близким, не могут принять уклад американской жизни и стремятся вернуться в родные края[vi]. В свою очередь, обучение американских юношей в России не приносило должного результата. Несколько миссионерских школ, выпускники которых отправлялись в духовные семинарии России, столкнулись со следующей проблемой. Предварительного образования, полученного в Америке, было недостаточно для поступления в семинарию и, таким образом, приходилось сначала отучить юношей в Духовном училище. Общий срок образования составлял, таким образом, не менее 8 лет, что не позволяло решать насущные потребности в пастырях на Американской земле[vii]. Все вышеизложенное и побудило святителя Тихона направить усилия к созданию собственной американской семинарии, призванной готовить поколения будущих пастырей.
В 1903 г. к тому моменту уже архиепископ Тихон (Белавин) вынес вопрос создания семинарии в качестве одного из основных на рассмотрение съезда американского духовенства, для чего создается специальная комиссия, которая в ближайшие годы собрала отзывы по данному вопросу епархиального духовенства[viii]. Спецификой американского служения епископа Тихона было его постоянное нахождение в разъездах по своей огромной епархии. Уже к 1904 г. владыка выбрал местом создания семинарии город Миннеаполис. В 1892 г. в Миннеаполисе была основана церковно-приходская школа, преобразованная в 1897 г. в распространенную в Америке форму православного образования – миссионерскую школу[ix]. Именно эта школа по замыслу святителя Тихона должна была стать основой для будущей духовной семинарии.
29 июня 1905 г. во время закладки в Миннеаполисе нового православного храма святитель Тихон встретился с комитетом попечителей строительства и рассказал им о причинах, которые побуждали его к созданию семинарии:
«Между прочим, комитетом было высказано пожелание о том, чтобы священники сзнали английский язык, были американского воспитания, принимали участие в американской общинной жизни. Конечно, это желание в настоящем трудноисполнимо, но, даст Бог, будет в Миннеаполисе Семинария, тогда православные в С.Америке могут иметь и своих священников, знающих английский язык, знакомых с американской жизнию»[x].
1 июля 1905 г. Миннеаполисская миссионеркая школа была преобразована в духовную семинарию. 1 сентября того же года Архиерейская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Оба события были взаимосвязаны, т.к. святитель Тихон понимал, что для развития епархии и превращения ее, в некотором смысле, в полноправную епархию Русской Православной Церкви, необходимо было нахождение кафедры в центральном городе страны и наличие у епархии собственного духовного учебного заведения.
Изначально в новообразованной семинарии было всего два преподавателя. 7 августа 1906 г. архиепископ Тихон добился у Святейшего Синода назначения и.о. ректора семинарии, которым стал священник Леонтий Туркевич (в 1950-1965 гг. – первоиерарх Северо-Американской митрополии)[xi]. В первый класс семинарии могли поступать юноши не моложе 14 лет. Общежитие для семинаристов было платным[xii]. Финансирование часто брали на себя приходы, направлявшие студента на обучение. Точное число студентов, впервые поступивших в Миннеаполисскую семинарию неизвестно, но ко второму году обучения в ней числился уже 21 воспитанник[xiii]. Обучение в семинарии было трехлетним. Учебный план включал в себя следующие предметы:[xiv]
1 класс | 2 класс | Богословский класс | |
1. | Литургика | Литургика | Практическое руководство для сельских пастырей |
2. | Новый Завет | Общая церковная история | Русская церковная история |
3. | Английский язык | Всеобщая (средняя) гражданская история | Обличительное богословие |
4. | Всеобщая (средняя) гражданская история (на англ. яз.) | Ветхий Завет | Догматическое богословие |
5. | Теория русской словесности | Геометрия | Малорусская литература |
6. | Пение | Пение | Гомилетика |
7. | Славянский язык | Общерусская литература | Английский язык |
8. | Алгебра | Английский язык |
После создания духовной школы архиепископ Тихон не оставил свое детище без личного попечения и заботы. Несмотря на необходимость регулярно объезжать свою огромную епархию, владыка стремился как можно чаще бывать в Миннеаполисе. Уже 4 сентября 1905 г. архиепископ посетил семинарию, чтобы проконтролировать начало занятий в духовной школе[xv]. В будущем владыка также старался наблюдать за образовательным процессом. Посещая семинарию, архиепископ Тихон присутствовал на занятиях, а затем уделял время личным беседам с ректором и преподавателями духовной школы, за которыми делился своим опытом и советами по совершенствованию учебной и воспитательной работы[xvi].
Уже на третий год своей работы Миннеаполисская семинария дала Американской епархии первые кадры: три старших воспитанника с сентября по март 1907 г. были посвящены в иерейский сан[xvii]. Всего же за первое десятилетие своего существования семинария подготовила около 30 священнослужителей, церковнослужителей и преподавателей[xviii]. С годами преподавание в семинарии все больше переходило на английский язык, что соответствовало задумке святителя Тихона, хотевшего видеть выпускников семинарии, готовыми к полноценной пастырской работе на Американской земле.
Интересно также упомянуть еще о двух учебных заведениях, появившихся в Америке во время святительского служения архиепископа Тихона (Белавина). В 1905 г. одним из гостей Миннеаполисской семинарии стал викарий архиепископа Тихона – епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский). Иерарх хотел узнать, насколько обучение в Миннеаполисе будет доступным для его пасты из Аляски и Алеутских островов. Однако епископ Иннокентий пришел к неутешительному выводу. Для коренных жителей Аляски обучение в Миннеаполисе стало бы весьма трудным делом, как сточки зрения финансирования, так и по причине особенностей устройства учебного процесса в семинарии, которое мало отвечало нуждам коренного населения Аляски (большинство коренного населения не знало ни русского, ни английского языков)[xix]. Все это послужило делу открытия еще одной семинарии для жителей Аляски и Алеутских островов. Это событие состоялось в сентябре 1906 г., когда начала свою работу Ситкинская семинария, основой для которых послужила созданная в 1893 г. Ситкинская миссионерская школа.
Еще одним малоизвестным в нынешнее время духовным учебным заведением Америки, созданным во время служения святителя Тихона (Белавина), стала Кливлендская бурса. Основанная в конце 1902 г., бурса представляла собой особый вид школы, в которую могли поступать дети 11-13 лет, окончившие церковно-начальные и низшие американские школы. Сама «бурса» представляла собой общежитие. В первую половину дня живущие в бурсе дети должны были посещать американские школы для получения общего образования, а во второй половине дня уже в самой бурсе изучались церковные предметы (катехизис, библейская история, церковный устав и др.). По сути, бурса стала подготовительной школой для последующего поступления в семинарию, о чем и писал в одном из своих отчетов святитель Тихон (Белавин)[xx].
Подводя итог, хотелось бы еще раз обратить внимание на удивительную глубину личности святителя Тихона Московского. Его попечение о духовном образовании на Американской земле зиждилось на понимании того факта, что будущее этой епархии будет напрямую связано с возможностью православной веры укорениться среди англоязычных жителей. Будущие же пастыри должны были обладать соответствующим уровнем знаний, которые могли бы лечь в основу их проповеднического и миссионерского служения.
[i] Вострышев М.И. Патриарх Тихон М. 2004. С. 10-14
[ii] Высочайшие повеления // ЦВ, 1898, № 40, с. 365
[iii] Колыванов Г.Е. Духовные Семинарии Русской Православной Церкви за пределами России в начале 20 века. [Электронный ресурс]. URL: http://old.mpda.ru/site_pub/82514.html (дата доступа: 06.10.2021); Шабанова Т.В. Проблемы развития православия в Северной Америке во время Архиерейского правления архиепископа Тихона (Беллавина) 1899-1906 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2011. С. 218-219.
[iv] Шабанова Т.В. Проблемы развития православия в Северной Америке во время Архиерейского правления архиепископа Тихона (Беллавина) 1899-1906 гг. С. 157.
[v] Там же.
[vi] Алеутский отчет // Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Богословский сборник. Вып. VI. С. 183.
[vii] Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М. 2012. С. 259.
[viii] Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского (1898-1907 гг.). С. 180; Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 260.
[ix] Григорьев Д., прот., Буевский А.С. Алеутская и Североамериканская епархия // Православная энциклопедия. М. 2001. Т. 2. С. 14-16.
[x] Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского (1898-1907 гг.). С. 280-281
[xi] Там же. С. 396-397.
[xii] Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 261.
[xiii] Там же. С. 262.
[xiv] Туркевич Л., свящ. К жизни Миссии / / АПВ . 1907. №12. С. 223 (приводится по: Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 262)).
[xv] Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского (1898-1907 гг.). С. 319.
[xvi] Там же. С. 392.
[xvii] Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 278.
[xviii] Там же. С. 281.
[xix] Там же. С. 263.
[xx] Тихон, архиеп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1905 г. Открытие Семинарии и бурсы / / АПВ . 1906. № 17. С. 333.