Меню Закрыть

Воздвижение Креста Господня: на рубеже двух эпох

В Праздник Воздвижения Креста Господня своими размышлениями о символике этого события делится клирик нашего храма и преподаватель Московской духовной академии иерей Илья Письменюк.

***

После земной жизни Господа Иисуса Христа, Крест, на котором был распят Спаситель, был утерян на несколько столетий. Обретение Креста святой Еленой совершилось только в 320-е гг. и со временем день Воздвижения Креста стал одним из важнейших праздников Православной Церкви.

Мне же всегда было интересно подумать над символичностью, а может даже промыслительностью, времени, когда был обретен Крест Господень. На мой взгляд, не просто так это великое событие произошло на рубеже двух эпох в истории Христианской веры.

Первые три столетия в истории Христианства были временем харизматического служения и особых Даров Божьих, помогавших распространению и утверждению Церкви во враждебном, языческом мире. Также эти столетия были связаны с многочисленными гонениями на христиан в Римской империи: на площадях, улицах и стадионах городов империи воздвигались кресты с распятыми на них верующими. Быть христианином тогда означало готовность в любой момент расстаться со своей жизнью. Мученическая кончина первых христиан продолжала ту Жертву, которую ради всего мира совершил Христос. «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:12–14) — по словам апостола Павла мир в его привычном устройстве действительно изменился Крестной Жертвой, получившей абсолютное значение для верующего человека.

После принятия императором Константином Миланского эдикта в 313 г. положение Христианства в империи кардинально изменилось: от запрещенной религии до веры, получившей в Римской империи привилегированный статус. Заканчивалась эпоха гонений и наступал период Вселенских Соборов и утверждения каноническо-иерархического строя Церкви.  С одной стороны, может показаться, что Церковь вступила в эпоху благоденствия, но, с другой, ей предстояло столкнуться с совершенно новыми вызовами. Раньше был трудный, но понятный выбор – каждый день мог стать последним для христианина. Теперь быть христианином становилось почетным, в Церковь устремилось множество недавних язычников, порой, не понимавших смысла Христианства. В свою очередь, Церковь получала возможность масштабного влияния на жизнь Римской империи и новых европейских государств.

И вот, на рубеже этих эпох происходит обретение Креста Господня, который как бы напоминает всем христианам в этот переломный момент, какая Цена была заплачена за жизнь каждого человека. Также это было напоминание о том, что в центре Христианской веры, вне зависимости от ее положения или статуса (гонимой или государственной), был и остается Господь Иисус Христос, отдавший Себя на заклание для спасения мира.

Top