Меню Закрыть

Причастие

Таинство Причащения

Причащение – это самое главное Таинство Церкви, в котором верующий человек под видом хлеба и вина принимает в себя истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Иными словами, в этом Таинстве происходит соединение человека с Богом, которое совершается не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом, а Кровь Христова начинает течь в наших жилах. В первую очередь, именно в таинстве Причащения состоит уникальность Христианства, т.к. Христос становится для человека не просто учителем или нравственным идеалом, Он становится для него пищей, через вкушение которой человек соединяется с Богом духовно и телесно.

Таинство Причащения было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере Его с учениками:

«Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благословив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

Совершив впервые Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал Своим ученикам всегда совершать его: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19-20). С тех пор таинство Причащения постоянно совершается в Церкви за богослужением, называемым Литургией, на которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа становятся истинным Телом и истинной Кровью Господа Иисуса Христа. Таким образом, Литургия – вечное повторение Тайной Вечери.

Таинство Причащения совершается для теснейшего соединения с Богом, победы над грехом и наследования вечной жизни. Сам Христос пояснил ключевую роль этого Таинства для человека в одной из бесед с народом:

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Подготовка к Таинству

В Таинстве Причащения человек встречается с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе – приближается к огню, который может согреть, но может и обжечь. Поэтому приступать к чаше нужно с особым благоговением, со страхом Божиим, любовью и верою. Для того чтобы помочь верующему настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию.

К Богу следует приходить с чистой совестью, очищенной покаянием, поэтому перед Причастием необходима исповедь. В нашем храме установлено правило, согласно которому исповедь совершается только вечером накануне Причащения. Это правило введено для того, чтобы в сам день Причастия человек внимательно молился за богослужением.

Кроме того, в подготовку к Причастию входит чтение определённого молитвенного правила и воздержание в пище от скоромных продуктов – яиц, мясных и молочных продуктов. Длительность этого воздержания определяется совместно со священником и зависит от частоты Причащения, но наиболее распространенной является практика трехдневной подготовки. Существует требование и к телесной чистоте: накануне Причащения супругам следует воздержаться от телесных отношений.

Накануне Причащения необходимо посетить вечернее Богослужение и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий:

  1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  3. Канон Ангелу Хранителю;
  4. Канон ко Причащению.

После полуночи и до окончания Литургии уже не едят и не пьют (не курят), ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все проследования ко Святому Причащению, кроме прочитанного накануне канона.

Если вы по тем или иным причинам не можете исполнить описанные выше правила, решите этот вопрос лично со священником. О таинствах Исповеди и Причастия, о Боге и христианстве вы сможете прочесть в литературе, которая предложена в нашей церковной лавке и доступна в библиотеке храма. Священники нашего храма будут рады ответить на ваши вопросы и дать пастырский совет в случаях, когда необходима личная беседа.

Частота Причащения

Приступать к сему спасительному Таинству надо как можно чаще, минимум четырежды в год, во время четырех постов.

Все мы живем с разной интенсивностью духовной жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. Часто мы не можем организовать свою жизнь так, чтобы приходить к Причастию даже раз в неделю. Но важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, например, в день ангела или по большим праздникам, как Пасха и Рождество. Причастие – это ритм и основа христианской жизни, а не исключение из правил.

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Как подходить к Чаше с Причастием

Когда настанет время принятия Святых Христовых Таин, христианин должен благочинно подойти к Святой Чаше, сложив руки крестообразно на груди, назвать вслух свое имя и открыть широко уста, чтобы свободно принять Святые Дары.

Запрещается после Причастия креститься или делать поклоны у Чаши, чтобы случайно не задеть ее и не вылить Кровь и Тело Христовы.

После принятия Тела и Крови Христовых нужно поцеловать край Святой Чаши и пройти к столику с запивкой.

***

Подробнее с христианским пониманием Таинства Причащения можно познакомиться в официальном документе Русской Православной Церкви – «Об участии верных в Евхаристии».

Top