Таинство Причащения
Причащение – это самое главное Таинство Церкви, в котором верующий человек под видом хлеба и вина принимает в себя истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Иными словами, в этом Таинстве происходит соединение человека с Богом, которое совершается не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом, а Кровь Христова начинает течь в наших жилах. В первую очередь, именно в таинстве Причащения состоит уникальность Христианства, т.к. Христос становится для человека не просто учителем или нравственным идеалом, Он становится для него пищей, через вкушение которой человек соединяется с Богом духовно и телесно.
Таинство Причащения было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере Его с учениками:
«Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благословив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Совершив впервые Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал Своим ученикам всегда совершать его: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19-20). С тех пор таинство Причащения постоянно совершается в Церкви за богослужением, называемым Литургией, на которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа становятся истинным Телом и истинной Кровью Господа Иисуса Христа. Таким образом, Литургия – вечное повторение Тайной Вечери.
Таинство Причащения совершается для теснейшего соединения с Богом, победы над грехом и наследования вечной жизни. Сам Христос пояснил ключевую роль этого Таинства для человека в одной из бесед с народом:
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).
Подготовка к Таинству
В Таинстве Причащения человек встречается с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе – приближается к огню, который может согреть, но может и обжечь. Поэтому приступать к чаше нужно с особым благоговением, со страхом Божиим, любовью и верою. Для того чтобы помочь верующему настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию.
К Богу следует приходить с чистой совестью, очищенной покаянием, поэтому перед Причастием необходима исповедь. В нашем храме установлено правило, согласно которому исповедь совершается только вечером накануне Причащения. Это правило введено для того, чтобы в сам день Причастия человек внимательно молился за богослужением.
Кроме того, в подготовку к Причастию входит чтение определённого молитвенного правила и воздержание в пище от скоромных продуктов – яиц, мясных и молочных продуктов. Длительность этого воздержания определяется совместно со священником и зависит от частоты Причащения, но наиболее распространенной является практика трехдневной подготовки. Существует требование и к телесной чистоте: накануне Причащения супругам следует воздержаться от телесных отношений.
Накануне Причащения необходимо посетить вечернее Богослужение и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий:
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице;
- Канон Ангелу Хранителю;
- Канон ко Причащению.
После полуночи и до окончания Литургии уже не едят и не пьют (не курят), ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все проследования ко Святому Причащению, кроме прочитанного накануне канона.
Если вы по тем или иным причинам не можете исполнить описанные выше правила, решите этот вопрос лично со священником. О таинствах Исповеди и Причастия, о Боге и христианстве вы сможете прочесть в литературе, которая предложена в нашей церковной лавке и доступна в библиотеке храма. Священники нашего храма будут рады ответить на ваши вопросы и дать пастырский совет в случаях, когда необходима личная беседа.
Частота Причащения
Приступать к сему спасительному Таинству надо как можно чаще, минимум четырежды в год, во время четырех постов.
Все мы живем с разной интенсивностью духовной жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. Часто мы не можем организовать свою жизнь так, чтобы приходить к Причастию даже раз в неделю. Но важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, например, в день ангела или по большим праздникам, как Пасха и Рождество. Причастие – это ритм и основа христианской жизни, а не исключение из правил.
Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.
Как подходить к Чаше с Причастием
Когда настанет время принятия Святых Христовых Таин, христианин должен благочинно подойти к Святой Чаше, сложив руки крестообразно на груди, назвать вслух свое имя и открыть широко уста, чтобы свободно принять Святые Дары.
Запрещается после Причастия креститься или делать поклоны у Чаши, чтобы случайно не задеть ее и не вылить Кровь и Тело Христовы.
После принятия Тела и Крови Христовых нужно поцеловать край Святой Чаши и пройти к столику с запивкой.
***
Подробнее с христианским пониманием Таинства Причащения можно познакомиться в официальном документе Русской Православной Церкви – «Об участии верных в Евхаристии».