Меню Закрыть

Вечернее богослужение

Практика нашего храма

В Храме Иверской иконы Божией Матери в вечерние часы совершается вседневная или великая вечерня, а накануне больших праздников всенощное бдение (соединение великой вечерни с праздничной утреней).

Подробнее о богослужениях смотрите ниже.

Вечерня

Вечерня – богослужение, совершаемое в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной).

Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения.

В чин великой вечерни входят: благословение; чтение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы); великая ектения; кафизма, пение стихир на «Господи воззвах» и догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…», пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; тропари; отпуст.

На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, не совершается вход и не читаются паримии, читается рядовая кафизма.

Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.

Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.

Всенощное бдение

Всенощное бдение, или Все́нощная, – соединение трех служб (великой вечерни (см. выше), утрени и первого часа).

Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.

В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

Всенощное бдение служится накануне:

  • воскресных дней;
  • двунадесятых праздников праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (например, память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца);
  • дни храмовых праздников;
  • любого праздника по изволению настоятеля храма или согласно местной традиции.

Утреня

Утреня – общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.

Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

На практике во многих храмах Русской Православной Церкви утреня служится в вечерние часы сразу после вечерни. Однако в нашем храме, за исключением всенощных бдений, утреня, как и положено по Уставу, совершается в утренние часы и предваряет Литургию.

Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.

Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».

Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.

Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна.

Top