Практика нашего храма
В Храме Иверской иконы Божией Матери в вечерние часы совершается вседневная или великая вечерня, а накануне больших праздников всенощное бдение (соединение великой вечерни с праздничной утреней).
Подробнее о богослужениях смотрите ниже.
Вечерня
Вечерня – богослужение, совершаемое в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной).
Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения.
В чин великой вечерни входят: благословение; чтение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы); великая ектения; кафизма, пение стихир на «Господи воззвах» и догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…», пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; тропари; отпуст.
На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, не совершается вход и не читаются паримии, читается рядовая кафизма.
Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.
Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.
Всенощное бдение
Всенощное бдение, или Все́нощная, – соединение трех служб (великой вечерни (см. выше), утрени и первого часа).
Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.
В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.
Всенощное бдение служится накануне:
- воскресных дней;
- двунадесятых праздников праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (например, память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца);
- дни храмовых праздников;
- любого праздника по изволению настоятеля храма или согласно местной традиции.
Утреня
Утреня – общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.
Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.
На практике во многих храмах Русской Православной Церкви утреня служится в вечерние часы сразу после вечерни. Однако в нашем храме, за исключением всенощных бдений, утреня, как и положено по Уставу, совершается в утренние часы и предваряет Литургию.
Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.
Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».
Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.
Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна.