Меню Закрыть

Мощи преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский окончил свое земное служение 25 сентября 1392 г. на 78-м году жизни. А за полгода до смерти он предупредил учеников своих, что именно в этот день Бог возьмет его к Себе. Перед кончиной преподобный Сергии назначил игуменом обители старца Никона, а сам удалился в келью, чтобы в безмолвии приготовиться предать Господу чистую душу свою. В самый же день блаженной кончины своей преподобный Сергий призвал игумена и братию, преподал им наставления и, приняв Святых Тайн, мирно предал дух свой Господу.

Со слезами похоронила братия своего незабвенного наставника вблизи церкви Святой Троицы, им же самим сооруженной. Но, как говорилось ранее, во время набега на Москву полчищ хана Едигея монастырь был сожжен дотла. Сгорела и Троицкая церковь, но реликвии и ценности ее удалось спасти. Троицкий собор, возведенный впоследствии над могилой преподобного Сергия, стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси, потому что к этому времени уже были обретены мощи преподобного Сергия, причем обретение их сопровождалось многими чудесами и исцелением недужных и больных людей. Мощи, покоящиеся у южной стены Троицкого собора, близ иконостаса, и по сей день источают благодать и исцеление всем, кто приходит к ним с верой.

Мощи почивают в богатейшей серебряной поволоченной раке, сооруженной царем Иваном I ровным. Стенки прямоугольной (по размеру гроба) раки покрыты тонким рельефным орнаментом, на фоне которого четко выделяются накладные фигурные клейма с замысловатой вязью текстов из «Жития Сергия». Одновременно был сделан и великолепный золотой оклад на надгробную икону Сергия в рост, служившую крышкой гроба.

Изготовление раки и оклада на новую надгробную икону I заняло почти 30 лет, поэтому рака была передана в Троице-Сергиев монастырь через год после смерти Ивана Грозного — уже от имени царя Феодора и царицы Ирины «с молением о чадородии».

Осеняющий раку серебряный балдахин, устроенный в 1737 г. императрицей Анной Иоановной, был виртуозно выполнен в мастерской московского чеканщика Давида Прифа. Балдахин, весящий более 400 килограммов, стоит на четырех фигурных столбах и пышно украшен замысловатыми орнаментальными рельефами. Перед ракой теплится серебряная выволоченная Неугасимая лампада, а для свеч устроен большой серебряный подсвечник. Император Александр II и его супруга принесли в дар Святое Евангелие и крест, украшенный золотом, драгоценными камнями и жемчугом, чтобы все это употреблялось во время богослужений при мощах.

Против раки стоял шкаф, на котором хранились келейные иконы преподобного Сергия (Богоматери Одигитрии и Святителя Николая Чудотворца), его схима, епитрахиль, священническая риза, поручи и другие вещи. В возглавии у раки хранился деревянный посох преподобного Сергия.

Высокое духовное значение преподобного Сергия и основанной им обители отмечали не только русские люди, но и просвещенные иностранцы. Иоанн Фабер Стапуленский, ставший впоследствии епископом Венским, еще в 1520 г. по просьбе римского короля Фердинанда написал книгу «О религии московитян», в которой отмечал: «Недалеко от города Москвы есть весьма обширный монастырь, в котором почти всегда 300 братий подвизаются по правилам Василия Великого, и в котором находится гроб святого Сергия игумена, посещаемый приходящими от отдаленных мест, потому что он прославился многими чудесами, достойными удивления христиан. Из них достаточно упомянуть хотя бы об одном, наиболее славном… именно двум слепым недавно даровано прозрение. Ибо при жизни своей игумен сей отличался такой святостью жизни, что (россияне) легко убедились и веруют, что молитвами своими много он может сделать у Бога и приобрести для людей».

О том же писал и барон Герберштейн, побывавший на Руси два раза: «Говорят, что погребенный там (в Троице — Сергиевой обители. — Н. И.) святый Сергий творит чудеса; удивительное стечение племен и народов прославляет его; туда ездит часто сам князь, а народ стекается ежегодно в известные дни и питается от щедрот монастыря».

В XVII в. келарь Симон Азарьин в предисловии к составленному им «Житию преподобного Сергия» писал: «Не токмо во едином Русском государстве, но и во всех странах земли обносится имя его и прославляется величайшим наименованием. И от дальних стран патриархи и митрополиты, архиепископы и епископы, иноки и миряне от Азии и Африки и Европы и всея вселенныя и доныне приходят на поклонение к преподобным мощам его и во святой его обители воздают мольбы и моления к Святой Троице, Пречистой Богородице и Преподобному Сергию».

А русский историк В. О. Ключевский в речи в Московской духовной академии в конце сентября 1892 г. говорил: «Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа… Такие люди становятся для грядущих поколении не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для тoго, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия…

Ворота Лавры Преподобного затворятся и лампады по­гаснут над его гробницею только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашим великим строителем земли Русской, как преподобныйСергий». И после Октябрьской революции это случилось…

VIIIотдел, занимавшийся при Народном комиссариате юстиции вопросами отделенияцеркви от государства» призвал к «ликвидации мощей святыхугодников Божиих»,культкото­рых признавался «варварским пережитком старины». И нача­лось тотальноевскрытие мощей, изъятие их и уничтожение. К нач. 1919г. были вскрыты раки смощами Тихона Задонско­го и Митрофана Воронежского, Михаила Тверского иМакария Шабынского,Евфимия Суздальского, Саввы Звенигородского и др. А вапреле 1919 г. VIII отдел решился приступить к разоб­лачению мощей преподобногоСергия Радонежского. Из пись­ма братии Троице-Сергиевой лавры:

«Насильственноеприкосновение…нанесетглубокое* никогданемогущеебытьзабытымоскорблениеверующим, внесетявнуюилизатаеннуювраждувобщество,недоверие излобуоднихквсесильнымдругим.Иэтонетолькоздесь, вПосаде,нетольковцентре,вМоскве,ноивовсехгородах иместностяхРоссии,гдесименемПреподобногонебезос­нованиясвязываетсявсесвятое,радостноеичистое».

Нона протесты монахов Троице-Сергиевой лавры, кото­рых к тому времени оставалось около 180человек, никто не об­ращал внимания, как и на сотни заявлений от церковных прихо­дов Москвы и других городов. Вот что, например, писали при­хожане крупнейшего в Москве храма Сергия Радонежского, умолявшие власти не совершать святотатства: «До глубины ду­ши взволнованы известием о предполагаемом вскрытии мощей преподобного Сергия в Троицкой Лавре. Вскрытие мощей Преподобного является оскорблением нашей православной ве­ры и нашего народного чувства». Подписные листы были пере­даны Святейшему Патриарху Тихону, но и ему не удалось пре­дотвратить кощунства.

Слухи о вскрытии мощей преподобного Сергия взволно­вали не только людей верующих. Против этого выступили и ру­ководители Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусств и старины, опасавшиеся, что немедленное вскрытие мощей, о котором объявил Сергиево-Посадский ис­полком, повредит деятельности создававшегося в Лавре худо­жественно-исторического музея. Но и их призывы остались не услышанными. Да и можно ли было противостоять конным от­рядам, подтянутым в мрачный апрельский вечер к стенам оби­тели?!

11 апреля в 12 час. 50 мин. Вонхонен, председатель Сер­гиево -Посадского исполкома, распорядился приступить к вскрытию раки с мощами преподобного Сергия. Михаил Го­рев, активный антирелигиозный пропагандист, в журнале «Ре­волюция и церковь» так писал об этом:

«В Троицком соборе яблоку негде упасть… Над ракой горит целая лента серебряных и золотых лампад, из которых каждая имеет свою историю, будучи пожертвована тем или иным царем, царицей или великой княгиней. С двух сто­рон раки разместились кинематографические аппараты и вокруг них суетятся операторы. Подле раки действующие лица: председатель исполкома, члены исполкома, доктора, представители волостей. Иеромонах Иона с Георгиевскимкрестом на груди, бывший моряк, уже облекся в богослужеб­ные ризы. Два диакона в синих расписных стихарях нетерпе­ливо помахивают разожженными кадилами. В глубине со­леи, у царских дверей, разместились монахи, впереди них Кронид. Оперся на свой настоятельский посох и смотрит взглядом мрачным и зловещим.

8 часов 20 минут вечера. Председатель исполкома предлагает приступить к вскрытию. Два диакона прибли­жаются к Крониду, поднимают перед ним кадила и басят: «Благослови, владыко!».

Затем подходят к раке, совершают перед ней ус­тавное каждение, три раза по три. Покадив, отходят. К раке приближается иеромонах Иона, падает ниц, совер­шает перед гробницей три поясных поклона, затем кланя­ется Крониду. Монахи начинают петь величание Сергию, но их обрывает председатель исполкома, указывая, что для этого пения монахи могут выбрать более подходящее время, и этого времени до вскрытия мощей монахи имели более, чем достаточно. Монахи смущены, начинается вскрытие…

На площади перед Лаврой собралось множество народа, но в обитель никого не пустили. Вскрытие снимали на кино­пленку, которую потом по указанию В, И. Ленина демонстри­ровали в кинотеатрах. Из протокола вскрытия (11апреля 1919 г.):

«Иеромонах Иона… снимает покровы: зеленый, голу­бой, черный, темно-синий, малый покров и т. д.

По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу… Длина челове­ческой фигуры соответствует человеку среднего роста. Ио­на приподнимает испепелившуюся ткань… нижняя челюстьотделилась. В ней семь зубов… Видны рыжего цвета волосы, отдельные позвонки, кости таза, правая берцовая, бедреные кости целы; малые берцовые кости найдены полуразрушившимися. По заявлению доктора череп соответствует по своей древности костям.

В области грудной клетки лежат беспорядочные кости ручных кистей. Одежда была, по-видимому, из грубого деревенского сукна. Все было перевязано крест-накрест ремнем в виде веревочки толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежит слой истлевшей одежды. Настоящий протокол читается… всем присутствующим. Возражений нет».

Так совершилось надругательство над останками препо­добного Сергия, которыепосле вскрытия раки были кощунст­венно оставлены открытыми. Власти посчитали, чтовид тления отвратит верующих от великого угодника Божьего, которого отец ПавелФлоренский называл «Ангелом-хранителем Рус­ской земли». Однако вскрытие мощейпреподобного Сергия вызвало еще большее паломничество в Троице-Сергиеву лавру, инад гробом молитвенника и заступника России совершались непрерывные молебны.

Но Лавру и ее святыни ожидали еще многие испытания. За несколько дней дотретьей годовщины Октябрьской рево­люции, в 3 часа утра — во время совершенияобычного молеб­на, красноармейцы окружили Лавру, арестовали почти всю бра­тию иотвели монахов в Черниговский скит. Троицкий собор, а потом и остальныемонастырские храмы были запечатаны, по­сле чего в Совнарком стали поступать новыезаявления и прось­бы. Чрезвычайно взволновал верующих слух о предполагаемой передаче мощей преподобного Сергия в один из московских музеев. И тогда Святейший Патриарх Тихон обратился к предсе­дателю Совнаркома В. И. Ленину с просьбой открыть храмы Лавры и допустить верующих к гробу преподобного Сергия. Патриарх неоднократно пытался пробиться к главе государства, и Ленин не мог не знать об этом. Знал он и о том положении, в котором находилась Русская Православная Церковь.

Однако под прикрытием охраны монастырских памятниковбезбожные власти стремились уничтожить почитание святынь Лавры.

Поток обращений об открытии Лавры не прекращался,и был он так велик, что в1921 г. Президиум ВЦИК поручил П. А. Красикову (заместителю наркома юстиции) дать свое заключение о возможности открытия Лавры. И тот в ответе в канцелярию ВЦИК и в Моссовет сообщил, что Лавра обращена в музей, часть ее территории занята Электротехнической академией и Институтом народного образования, поэтому отправление культа «вредно отразилось бы на ходе занятий».

Однако в большевистских кругах нашлись люди, пони­мавшие, что недопустимо надругательство над мощами святых. Так, 22 апреля 1920 г. большевикСИ.Мицкевич писал В. И. Ленину: «Я считаю… что ничего более нелепого и вред­ного для нас, как это пресловутое вскрытие, нельзя и предста­вить. Это никого ни в чем не убеждает, распространяется убеж­дение, что настоящие мощи прячут, авсовывают поддельные. Озлобление же растет… Это ведь, кроме того, является нару­шением принципа отделения Церкви от государства… Необхо­димо срочно дать распоряжение о прекращении повсеместно этих актов и вообще против поступков, грубо нарушающих ре­лигиозные чувства населения».

…Чуть было не погасла лампада над вскрытыми мощами угодника Божия, от огня которой «вся Русь зажигала свои лам­падки». Но, к счастью, после вскрытия раки мощи преподобно­го Сергия остались в Лавре на своем месте — в Троицком со­боре. И никогда не прекращается поклонение им…

Top