Меню Закрыть

Сретение Господне

Через 40 дней после Рождества Христова (2 – 15 (по н. ст.) февраля) в церковном году наступает Сретение Господне, что точно соответствует евангельскому рассказу. По Закону, оставленному Моисеем, каждая иудейская семья приносила в Иерусалимский храм своего первенца – посвятить младенца Богу и поблагодарить Всевышнего, для чего в жертву приносили овцу, двух горлиц или голубиных птенцов. Если рождался мальчик, родители приходили в храм через 40 дней после его появления на свет. Так поступили и Иосиф с Девой Марией. В храме их ждала «встреча» — по-церковнославянски «сретение».

Согбенный старец, увидав Марию с Младенцем, направился к Ней. Евангелист Лука говорит, что это был Симеон – «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева», т.е. пришествия Мессии. Вряд ли среди еврейского народа нашелся бы в то время человек, столь горячо ждавший встречи со Спасителем, как Симеон.

Более двухсот лет назад повелением египетского царя Птолемея II (308-246 до н.э.) он был избран в числе семидесяти (точнее, 72) человек переводить книги Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Птолемей основал в Александрии знаменитую библиотеку, для которой стремился перевести на греческий язык все имеющиеся в мире книги.

По Преданию, Симеону досталась книга пророка Исаии. Когда он дошёл до главы 7 и прочитал строки стиха 14: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», -Симеон подумал, что прежний переписчик допустил здесь ошибку – дева не может родить, — и собрался исправить «Дева» на «Жена». Но в ту же минуту его руку остановил появившийся ангел, который сказал: «Имей веру написанным словам и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа».

     Как годы, шли десятилетия, и возраст Симеона превысил триста лет, а смерть всё не приходила. Он терпеливо ждал, а силы слабели, но дряхлость не могла победить веры, поддерживаемой Духом. В тот день, когда Мария с Иосифом отправились в Иерусалим, Святой Дух отозвался в сердце Симеона призывом: иди, узришь Спасителя! Волнение охватило древнего старца: он не знал, что нужно идти в храм. Там находился ещё один человек, которому Святой Дух открыл, что в этот день произойдет необыкновенная встреча,- благочестивая вдова , 84-летняя Анна, много лет жившая при храме в постоянном посте и молитвах.

   У старинной русской иконы Сретения Господня   непритязательный архитектурный фон: слева несколько угловатый дом в Назарете, откуда отправились в путь Иосиф с Марией, справа немного похожий на крепость храм в Иерусалиме, где оказались Симеон и Анна, в центре изображён киворий (красный навес на черных столбиках) и красный престол с зелёным покрывалом – обозначение того, что встреча происходила внутри храма.

Иосиф с Марией недавно пришли – фигуры их почти статичны, но то, что они идут, видно по положению ног. Согбенный Симеон стоит на ступенях жертвенника, босые ноги вместе, словно ветхий старец вытянулся, как мог, по стойке смирно перед Младенцем Мессией, Которого он держит покровенными руками в знак глубочайшего почтения. Позади него сосредоточенная Анна.

Так изобразил Сретение Господа Иисуса Христа древнерусский мастер первой половины XVIв. на иконе, находящейся ныне в собрании Фонда Андрея Первозванного. Лаконичен и колорит образа: всего три цвета определяют его гамму- красный, зелёный, коричневый. В приглушенном строе наиболее слышны два акцента: зелёный плащ Симеона, выступающий на фоне красного гиматия Анны, красного навеса кивория и красного престола, с правой стороны и два штриха с левой – тонкая, искрящая золотом линия, струящаяся по краю каймы на мафории Девы Марии, и белый голубь в руках Иосифа, почти спрятанный за спиной Приснодевы. ( Голубь или горлица у иудеев в данном случае символизировали то, что ребёнок рождён в чистом супружестве.) Так иконописец привлекает внимание к двум лицам, для которых эта встреча была судьбоносной: Симеону, который наконец увидел живого Мессию и чистую Деву и мог спокойно умереть, и Марии, которая в этот день услышала странные слова.

     Вглядимся в образ. Взоры всех обращены на Симеона – удивлённый Иосифа, грустный Марии, торжественный Анны. И лишь глаза старика и Младенца искрятся радостью встречи. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром», — вырвалось из уст Симеона. Вот отчего удивлён Иосиф: старец обратился к его «сыну» как к Богу. Иисусу всего 40 дней, но Он изображён не в пелёнках, а отроком в золотой тунике, что подчёркивает Его Божественное величие. «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов», — продолжает Симеон. Он первым свидетельствует, что воплощение Бога в человеке реально совершилось и в Боговоплощении — залог спасения всех людей от смерти и греха. Странно слышать такое Марии, но еще более тревожат следующие слова старца, сказанные лично Ей: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.,2,34-35). В этих словах пророчество о крестной смерти Христа. Весть о том, что Младенец, бережно принятый Симеоном на руки, — Бог (отчего старец и прозван Богоприимцем), подхватывает пророчица Анна. Всем приходящим в Иерусалимский храм она рассказывает, что долгожданный Мессия родился, и прославляет Всевышнего.

   Композиция иконы из собрания Фонда Андрея Первозванного симметрична, в отличие от более динамичных образов Сретения, в которых фигуры персонажей расположены несколько иначе. Однако статичность не помешала древнерусскому иконописцу первой половины XVIв. донести суть священного события. Строго в центре образа под киворием раскрыта надвое священная завеса. Она словно символизирует приоткрывание тайны – судьбы Приснодевы Марии и Её Божественного Сына, тайны Божьего замысла о спасении людей и незримого перелома в истории, где Ветхий Завет в лице томившегося старца Симеона уступает место событиям Нового Завета.

(Напечатано по книге Светланы Рудзиевской «Православные иконы»; издательство РООССА)

Top