Братству Рождества Христова на вопрос о том, почему мы приветствуем друг друга словами: “Христос родился!”
Когда мы восклицаем: “Христос родился!”, это означает то же, как если бы мы воскликнули: “Мессия родился!”, или: “Царь родился!”, или: “Спаситель родился!”. Этим приветствием мы подтверждаем и свидетельствуем друг другу, что в мир пришел Тот, Которому должно было прийти ради спасения людей, и предупреждаем, чтобы другого, кроме Него, не ждали; пришел Тот, Которого Бог Отец обещал нашим прародителям, изгнанным из рая; Тот, приход Которого языческие племена и народы предчувствовали; Тот, о Котором пророки еврейские прорекали; Тот, о Котором тысячелетиями с тоскою воздыхало беспомощное человечество; Тот, Который воссиял на земле, словно солнце после долгой темной ночи. Итак, когда мы восклицаем: “Христос родился!”, мы свидетельствуем, что Всевышний исполнил Свое обетование, что человеческие упования и предсказания пророков осуществились и многовековое воздыхание сменилось радостью.
Мессия родился, чудеснейший, Бог и Человек одновременно, и утомленные взоры человеческие Им да утешатся и другого мессии не узрят.
Царь родился, сильнейший, с жезлом силы и лампадой милости одновременно, и самые немощные да воспрянут и воскликнут: мы дети Царские!
Витязь родился, непобедимый, да защитит праведных и обратит грешных, да низвергнет духов злобы поднебесной.
Указующий родился, прозорливый, да заблудших выведет и поведет.
Просветитель родился, светлейший, да разгонит мрак и просветит помраченных.
Пастырь родился, заботливый, да спасет стадо от волков и соберет его под Свой покров.
Питатель родился, щедрый, да насытит алчущих не земным, но небесным Телом Своим Божественным и пламенной Своей Кровью.
Человеколюбец родился, единственный, да укроет на груди Своей и оживит любовью всех сирот Своих, скитавшихся долго от гроба жизни до гроба смерти.
Открыватель родился, величайший, да отдернет завесу и откроет смертным бессмертное Царство Небесное.
Все это означают те чудесные слова, которыми христиане приветствуют друг друга в Рожество Христово и которыми и я вас, братья, приветствую:
Христос родился!
Письмо 91
малышу, который просил рассказать рождественскую сказку
Расскажу я тебе сказку, которую услышал от православных арабов из села Бетджала, близ Вифлеема. В давние, давние времена, задолго до рождества Христова, жил в Вифлееме человек, по имени Иессей, сын Овида, внук Вооза и Руфи. Было у Иессея восемь сыновей; самого младшего сына звали Давид. Был он пастухом, пас вифлеемских овец. Священное Писание говорит, что был он отроком стройным, светловолосым и красивым [175]. Был этот молодой красивый пастух удивительно сильным и храбрым: если лев или медведь похищали овцу из его стада, он легко настигал зверя, вырывал ее из кровожадной пасти и убивал похитителя [176]. Итак, был наш Давид воистину добрым и верным пастырем белоснежного своего стада. И отца своего почитал, как велит Господь.
Часто ночевал он в поле, на широкой земной постели, укрытый златотканым покрывалом звездного неба. Но то, что расскажу тебе, произошло не в поле под звездами, а в одной каменной вифлеемской пещере.
Выдался однажды очень жаркий день (такие дни не редкость в этой восточной стране). Овцы Давида улеглись в тени маслин. Солнце жгло немилосердно, и овцы стонали от жажды. Мучился от жажды и Давид. Вошел он в одну пещеру, чтобы укрыться от зноя и отдохнуть. В этих пещерах прохладно летом и тепло зимой. Войдя в пещеру, молодой пастух сел на камень, но дремота одолела его, и он прилег и заснул. Только сон был недолгим: сквозь сон Давид почувствовал на теле что-то холодное, вздрогнул и проснулся. Открыв глаза, он увидел, что мерзкая змея, свернувшись на его груди, обвилась вокруг рук! Вот подняла она над лицом его свою плоскую голову и злобно, не мигая смотрела на отрока горящими, как уголь, глазами. Давид содрогнулся от ужаса. Положение его было отчаянным, спасения, казалось, не было. Стоит ему шевельнуться – змея вопьется в него и прольет ему в кровь свой яд. О, насколько легче было ему бороться с рычащим львом или ревущим медведем, чем с этим ползучим и цепким гадом!
Что делать? И тут Давид вспомнил своего неизменного помощника в бедах, своего Господа, и возопил всем сердцем, полным боли и слез: “Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи от меня! Поспеши на помощь мне, Избавитель мой в стольких бедах!”. Лишь произнес он эти слова, как необыкновенный свет засветился в углу пещеры. Свет имел форму круга, высотой в человеческий рост. Посреди этого сияющего круга Давид увидел прекрасную Отроковицу с ласковым и серьезным лицом. Отроковица села, голова Ее чуть склонилась к Младенцу, Которого Она держала на руках: такого прекрасного Младенца сын Иессея еще никогда не видел. Вдруг Ребенок выпрямился в объятиях Матери и зорко посмотрел на змею очами, подобными двум молниям. И перстом указал ей на выход из пещеры, словно повелевая исчезнуть. Вскочил Давид и пал ниц пред Отроковицей и сияющим Младенцем. Он хотел поблагодарить Их за нежданное спасение, но только было отверз уста, глянул и – никого не увидел. После этого вся пещера наполнилась каким-то чудным благоуханием, напоминающим аромат самого дорогого ладана или смирны.
До последнего дня своей жизни Давид не мог забыть это чудесное явление. Вознесенный Господом от пастушества на царский трон, он всегда помнил об этом чуде. Уже будучи царем, он написал две богодухновенные песни – одну Прекраснейшему из сыновей человеческих [177], а другую – Царице в позлащенных ризах [178]. И, играя на арфе, пел эти песни в высокой башне своего Иерусалимского замка.
А ты, малыш, угадай поскорее: что это за пещера? Что означает ужасная змея? Кто эта Отроковица? Кто Младенец? Я подскажу тебе радостным приветствием: Христос родился!
Письмо 92
учителю Николе С., о том, почему Христос должен был родиться, а не просто явиться
Вы спрашиваете, почему Христос должен был родиться, возрастать и наконец пострадать? Почему Он не вдруг явился с небес мужем зрелым, подобно тому как, согласно греческим легендам, явился людям Аполлон? Вовсе не достойное сравнение! Как возможно сравнить истинного Человека с призраком, Бога истинного с вымышленным чудищем?
Насколько высоко небо над землей, настолько мудрость Божия превышает разум человеческий. По Промыслу Всевышнего, Христу надлежало явить Себя миру и Младенцем, и Отроком, и зрелым Человеком, чтобы для всех быть доступным и привлечь к Себе всех. Если бы не был Он ребенком на земле, слово Его: пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное [179] – осталось бы холодным и безжизненным; или: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [180]. Вы учите детей, но представьте себе, какими были бы Ваши отношения с детьми, если бы, скажем, Вы сами никогда не были ребенком? Несомненно, Христос мог явить Себя так, как бы Вы хотели, но если бы сделал так, то не стал бы для рода человеческого Тем, Кем Он желал быть,– Учителем и Спасителем всех, Примером всем поколениям человеческим.
Вас мучает мысль, что Господь Своим чудесным рождением еще более углубил тайну Своего бытия. А разве не была бы Его тайна глубже и непостижимее, если бы Он неожиданно спустился с небес без предшествующих родственных уз с людьми? Разве люди не стали бы говорить о Нем как о неком призраке? Тогда Его личность, а с ней и Его учение и жертва утратили бы реальное основание и реальное значение. Ибо, будь Он призраком, кто бы из нас послушал призрака и стал подражать ему?
Еще Господу должно было родиться – и именно таким образом, каким родился,– чтобы показать нам возможность нашего духовного рождения, которое стоит в центре Его учения о человеке, и подчеркнуть важность его. По слову Его, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия [181]. Подобно тому как Он родился от Духа Святаго из Пречистого тела Приснодевы, так и мы можем духовно родиться от Духа Святаго в чистоте своей души. Великие православные святые отцы веками учили, что духовное рождение человека обусловлено девственной чистотой души, иными словами, души, которая, вполне очистившись даже от греховных помыслов, уподобляется Пречистой Деве и благоволением Божиим удостаивается стать обиталищем Христа. Если рождение Христа от Девы непостижимо для обычного разума, то оно утешает и ободряет всех, кто стремится к духовному и нравственному перерождению своего существа.
Поэтому успокойтесь и возблагодарите вечную Мудрость, что Спаситель рода человеческого явился так, как Он Сам нашел наилучшим. И воскликните вместе с апостолом Павлом:О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! [182] И с детской радостью поздравьте своих учеников: “Дети, Христос родился!”.
Письмо 93
одному паломнику, о Вифлеемской пещере
Ты собираешься в паломничество на Святую Землю Господню. Рассказ владыки Нектария о прошлогоднем паломническом путешествии еще более укрепил тебя в этом благом намерении. Но в канун Рождества ты хочешь больше узнать о Вифлеемской пещере, этом земном чертоге Царя Небесного.
Самая знаменитая из пещер находится на окраине города Вифлеема. Ровная, белая, как полотно, дорога ведет паломников из Иерусалима в Вифлеем. Но дорога не так важна для нас; наблюдая за дорогой, мыслями переносимся в ту священную пещеру. Вокруг каменные скалы; вдоль дороги скудная зелень; мелькнет виноградник, маслина, иногда небольшая пшеничная нива, но преобладает камень. Однако разве это нам важно? Мы скользим взглядом по окрестности, а душа томится в ожидании – скорей бы оказаться в желанной пещере.
Проезжаем монастырь святого Илии, где восточные мудрецы останавливались для ночлега на обратном пути из Вифлеема, где им был дан знак не ходить к Ироду, а вернуться на родину другой дорогой [183]. Въезжаем в Вифлеем, в Бетлехем, что значит – Дом хлеба. Таинственно и многозначительно название города, в котором родился Тот, Который сказал о Себе: Я есмь хлеб жизни [184].
Арабский город. Одни арабы; иногда попадается грек или еврей. Многие говорят по-русски, выучили язык ради русских паломников, которые тысячами стекались сюда. Наши говорят с ними по-сербски и как-то договариваются. Обступают нас, предлагают четки, иконы, перламутровые крестики: продают их и на это живут. Весь город живет Христом, и не только теперь – веками.
Но сейчас мы мало интересуемся их предложениями: наши глаза ищут святую пещеру. Спрашиваем, где она. Нас ведут по длинной улице и вводят в просторную церковь, внутри которой много мраморных столбов. Здесь. В самой церкви: Царь Юстиниан воздвиг эту большую церковь над пещерой спустя полтысячелетия после рождества Христова. Вниз по ступенькам спускаемся в пещеру. Сердце трепещет и горит. В этой холодной пещере раздались первые удары самого теплого Сердца, которое когда-либо билось на земле. Билось оно любовью, одной только любовью к роду человеческому. Справа алтарь со множеством серебряных и золотых лампад. Здесь Он родился от Пречистой Девы. Слева другой алтарь: тоже множество лампадок. Здесь находились ясли, здесь лежал Он, спеленутый, на соломе. Многие паломники заплакали от волнения. Сказал Господь устами пророка: и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное [185]. В этой пещере – если не здесь, то нигде – каменное сердце становится мягким, как разогретый воск. Сама пещера мрачна и печальна.
На Святой Земле множество просторных и не столь темных пещер. В тех пещерах укрывается скот, живут люди, иногда устраиваются могилы. Но Сын Божий, человеколюбивый, сойдя с престола вечного Света на землю, даже среди пещер не выбрал Себе пещеру светлую и удобную. Какое смирение! Какое унижение нас ради! Мы все падаем на колени – все; все совершаем пред Ним покаянные поклоны, поклоны пред вечным Разумом и вечной Любовью. А души наши возносятся к Нему, Царю неба и земли, Победителю греха и смерти. Что для нас пещера Его, если не пощечина нашему тщеславию и не вечное свидетельство Его величия?
Он, Он, воскресший и живой Господь, невидимо идет с нами, как когда-то с двумя учениками Своими в Эммаус. И мы чувствуем присутствие Его и радуемся каждому шагу. Когда мы пропели рождественский тропарь, один паломник воскликнул: “Христос родился!”, а мы в ответ: “Воистину родился!”. И зазвенела пещера, как большой колокол.
Мы вышли из пещеры и отправились к греческому митрополиту, а потом дальше, дальше… Но душа осталась в святой пещере, и святая пещера живет в душе и поныне.
Письмо 94
одинокой женщине, о празднике Рождества Христова для сестры Йованки
Ты жалуешься на одиночество в большом городе: столько людей вокруг тебя, словно в муравейнике, а ты чувствуешь себя, как в пустыне. Тяжелее всего в праздники. Все вокруг искрится радостью, а твое сердце сжимает тоска. Рождество и Пасха напоминают тебе пустые сосуды, которые ты наполняешь слезами. Когда праздник проходит, а до следующего далеко, тебе спокойнее. Но, как только наступает предпраздничное время, как только приходит праздник, тоска и пустота наполняют твою душу.
Чем помочь тебе? Я расскажу тебе повесть о Рождестве, которую услышал от сестры Йованки; может быть, она поможет тебе. Пусть она сама расскажет тебе так, как рассказала мне.
…Вот уже больше сорока лет живу я на свете одна. Никогда не знала я радости, кроме детских лет в родительском доме. Но никто не видел меня в печали: на людях я всегда была веселой и радостной, а оставшись одна, плакала. Все считали меня счастливой, потому что другой меня не видели. Со всех сторон слышала я от людей жалобы, от семейных и одиноких, от богатых и бедных,– ото всех. И думала: что мне жаловаться несчастным на несчастье мое и умножать печаль вокруг себя? Лучше буду казаться веселой: может быть, так я принесу больше пользы этому печальному миру, а свою тайну скрою и буду оплакивать ее наедине с собой.
Я молилась Богу, чтобы Он явился мне, чтобы подал хоть малый знак перстом Своим. Молилась так, чтобы не погибнуть от моей тайной скорби. От всякого своего дохода я творила милостыню. Посещала больных и бедных и приносила им радость своей показной веселостью. “Я верю в Тебя, преблагий Господи,– говорила я часто,– но прошу Тебя, явись мне, как Сам хочешь, чтобы окрепла вера моя. Верую, Господи! Помоги моему неверию” [186],– повторяла я евангельскую молитву. И в самом деле Господь явился мне.
Мне было тяжелее всего по великим праздникам. После богослужения я запиралась в комнате и плакала целый день, и в Рождество, и в Пасху. Но на прошедшее Рождество явился мне Господь. А было это так. Приближался день великого праздника. Я решила приготовить все, как когда-то учила меня мама. Я постелила на пол солому, бросила в каждый угол по три ореха: да будет милость Святой Троицы во всех четырех концах света. Исполняя все это, непрестанно молилась: “Господи, пошли мне гостей, но совсем бедных и голодных! Прошу Тебя, явись мне в образе обездоленных!”. Иногда приходил помысл: “Безумная Йованка, каких гостей ждешь в Рождество! Этот святой день все встречают в своем доме, кто бы мог посетить тебя?”. И я снова плакала и плакала, и повторяла молитву, готовила и плакала.
Когда я вернулась из храма с рождественской службы, зажгла в комнате свечу, собрала на стол угощение и стала ходить по комнате. “Господи, не оставь меня!” – молилась я. Но на пустынной улице не было прохожих: Рождество! Наша улица безлюдна. Вдруг снег скрипнул под ногами, я – к дверям! Не мой ли гость? Нет, прошел мимо. Часы пробили полдень, а я одна. Я заплакала и воскликнула: “Сейчас вижу, Господи, что оставил Ты меня!”. И рыдала, и плакала, как вдруг!.. Вдруг кто-то постучал в дверь, и я услышала охрипший от слез голос: “Подай, брат! Подай, сестра!”. Я вскочила и открыла дверь, передо мной стоял слепой с поводырем, оба в лохмотьях, продрогшие. “Христос родился, братья мои!” – воскликнула я радостно. “Воистину родился! – растрогались они в ответ.– Помилуй нас, сестра! Не просим мы денег, с самого утра никто не подал нам хлеба, только глоток ракии или копеечку, а хлеба – никто. Мы очень голодны”. Я, словно на небесах, провела их в комнату, усадила за стол и служила им, плача от радости. Они удивленно спросили: “Почему плачешь, сестра?”.– “От радости, братья, от чистой и светлой радости! Господь дал мне то, о чем просила Его. Вот уже несколько дней молюсь Ему, чтобы послал мне таких, как вы, гостей, и вот, послал. Не просто вы пришли ко мне: преблагий Господь послал вас. Он явился мне сегодня с вами. Это самое радостное Рождество в моей жизни. Сейчас знаю: жив Господь наш!”.– “Слава Ему и хвала! Аминь”,– ответили мои гости. Я оставила их у себя до вечера, потом, наполнив их торбы снедью, проводила.
Таким было Рождество Христово для Йованки. Дай, Боже, в этом году будет еще радостнее. Помолись и ты, чадо, чтобы явился тебе Отец Небесный, у Него много милости: и тебе чудо будет. Не готовься к скорби в этот святой день – готовься к радости. И Всеведущий, Всемилостивый сотворит тебе радость.
Письмо 97
рабочему М. Ф., о том, почему Спаситель родился в пещере
Давно ты задал мне этот вопрос, но, прости меня, чтобы ответить тебе, я ждал того благодатного дня, когда все мысли наши устремлены к той пещере, из которой воссияло миру Солнце Правды.
Смирение – первая добродетель, которую Христос проповедал людям в Нагорной проповеди. И Своим примером Он явил эту добродетель, родившись не в царских палатах, а в овечьей пещере.
Другое важное практическое наставление, которое Господь дал миру рождением в пещере, заключено в том, чтобы стеснить себя, чтобы дать место другим, удовольствоваться необходимым, чтобы и другие имели необходимое. Как сказал апостол Божий: а когда имеем пищу и одежду, да будем этим довольны [194]. Разве это не урок нынешнему, переживающему кризис миру?
Еще одно наставление заключено в том, что не место делает человека значительным, а человек – место. Человек – самая большая ценность на земле. Роскошь и внешний блеск не прибавляют достоинства человеку, так же как нищета не умаляет его. Знаешь, что сказал Господь об Иоанне Крестителе? Что пришли видеть вы? человека ли в мягких одеждах?[195] Царь Ирод – в палатах царских и мягких одеждах, но не человек, а лис. Пилат в чертогах, но не человек, а римский волк. Так и фарисеи не люди – порождения ехиднины. А бездомный Иоанн больше всех этих, в палатах пребывающих. Ни один из рожденных женами не больше Иоанна Крестителя.
Еще одно наставление от Господа: Царство Небесное важнее всего сущего в мире. И Царство это человек может стяжать независимо от того, где он родился и где он живет – в городе, в деревне, в пустыне или пещере. Миру, ожидающему света от великих городов, Господь хотел преподать урок, что истинный свет может явиться и из бедной пещеры. Впоследствии это доказали и многие отшельники, великие старцы и истинные светильники духа.
По моему мнению, есть и еще одна важная причина, почему Христос родился в пещере. На Святой Земле и доныне сохранились четыре великие горы; они стоят со времени пришествия Христова. Одна в Вифлееме, где родился Христос; другая – Гора искушений, где Он был искушаем сатаной; третья – Голгофская, на которой распят был, похоронен и воскрес; и четвертая – гора Елеон, с которой вознесся на небеса. Четыре важнейших события в жизни Спасителя связаны с четырьмя непоколебимыми горами. Не сохранились ни дом в Назарете, в котором Он жил, ни дом в Капернауме, в котором Он нашел приют. Не сохранился ни один из домов, где Он останавливался, ни дворец Ирода, ни палаты Пилата, ни даже храм Соломона. Все, что человеческой рукой построено, разрушено временем. Но эти четыре горы, Господом созданные, стоят и поныне. Чтобы никто не мог усомниться в том, что Он воистину родился, что искушаем был, как человек, что распят был за грехи человеческие и воскрес и что во славе вознесся на небеса в вечное Отечество Свое, где ожидает Своих праведников. Знал Всеведущий каменное сердце человеческое и колеблющийся разум людской, поэтому Он мудро соединил эти четыре великие события четырьмя несокрушимыми горами. А если бы Христос родился в каком-то городском или деревенском доме, разве сохранился бы он и свидетельствовал нам Его рождество? Не существует уже и города, в котором родился Александр Великий. Не существует многих городов и государств, где родились великие люди, а Христова святая пещера в Вифлееме стоит, стоит и свидетельствует.
Знай и это: так же как Тело Его – дом души Его – не от человека, но от Бога Духа Святаго, так и дом Тела Его – пещера Вифлеемская – не от человека и не от рук человеческих, но от Бога Творца и Промыслителя. Он создал ее прежде человека и, сотворив, приготовил ее для временного Своего обитания, чтобы прийти и посетить потомство Адама и Евы. И еще: для вечного свидетельства о пребывании Его на земле.
Пусть не удивляет тебя, что Господь избрал такое скромное место для Своего рождения. То, что для людей высоко, мерзость пред Господом. Мерзостью пред Господом был дворец кесаря в Риме, ибо воистину был разбойничьим вертепом преступлений и разврата. То же, что презираемо и ничтожно перед людьми, Господь часто избирает и прославляет. Это – образ действий Всемудрого. Так Он избрал рыбарей в апостолы и пещеру колыбелью Своей.
Из книги свт.Николая Сербского "Миссионерские письма" (читать книгу)