История Владимирской иконы Божией Матери полна тайн и загадок, даже о ее появлении на Руси в древних источниках рассказывается по-разному. По Священному Преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезовала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Царицы Небес ной, и, увидев изображение Свое на иконе, она повторила Свое пророчество: «Се, ныне ублажат Меня все роды», — и добавила : «Благодать родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет!»
До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а при императоре Феодосии Младшем ее принесли в Константинополь. В первой половине XII в. Константинопольский патриарх Лука Хризоверх прислал пречистый образ Божией Матери в дар великому князю Юрию Долгорукому. В Киеве икону поставили в церкви женского монастыря в Вышгороде, который в древности был удельным городом благоверной княгини Ольги.
В Вышгородском монастыре икона Пресвятой Богородицы трижды сходила со своего места. Сначала ее увидели стоящей среди церкви, взяли и перенесли в другое место. Второй раз увидели Пресвятую Богородицу, обратившуюся к алтарю лицом и говорящую, что она хочет стоять в алтаре. Поставили икону за престолом, но в третий раз увидели Ее уже не у престола, а отдельно стоящую.
В 1155 г. великий князь Юрий Долгорукий отдал Вышгород в удел своему сыну Андрею, до которого вскоре дошел рассказ о чудотворной иконе, не желавшей пребывать на поставленном месте.. И подумал князь: "Не в суздальской ли земле угодно ей пребывать?» Князь давно уже замыслил удалиться в Ростовскую землю и там утвердить свое владение, независимое от Киева. Уйти он решился тайно, без согласия отца, взяв с собой икону — тоже тайком, ибо добровольно жители не расстались бы со своей святыней.
По пути к Суздалю князь Андрей не раз совершал перед иконой молебствия и видел от нее многие чудеса.
Однажды князь noдъехал с проводником, взятым из Киева, к реке Вазузе, и увидели они реку эmy cuльно наводнuвшейся. Князь nослал проводника искать брод. Но только mom вошёл в реку на коне, как momчас погрузuлся на дно. Князь со всем усердием взмолился иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Прuснодeвы Марии: « Повинен я в смерmu эmого человека, если Ты не избавиши!» — и молился так долгое время. Внезаnно из реки явился человек на коне, с баmогом в руке, и выехал на берег. Князь очень обрадовалс, щедро одарuл его и оmnусmил восвояси. Эmо было первое чудо от иконы Пресвнmой Богородицы
На реке Клязьме жители с великой радостью встретили прибывшего во Владимир князя, после чего он отправился в Ростов. Но примерно в 10 километрах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, на которых везли чудотворный образ, вдруг остановились. Тогда запрягли других, но и те не стронулись с места. Дивились все этому чуду.
Князь приказал остановиться, раскинули шатер и расположились на ночлег. Ночью князь долго молился, а к утру уснул и удостоился чудного видения: Пресвятая Богородица явилась к нему, держа в правой руке свиток, и повелела не везти Её образ в Ростов, а поставить икону во Владимире. А на том месте, где князю было видение, построить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать обитель для иноков. Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Пресвятую Богородицу в том молитвенном виде, в каком Она явилась ему.
Так были заложено село Боголюбово и построена богатая каменная церковь, в которой временно и поставили взятую из Вышгорода икону. Князь Андрей украсил ее богатым окладом, в котором было полтора килограмма золота, много серебра, жемчуга и драгоценных камней, построил князь в селе каменный дворец, и с того времени Боголюбово стало любимым местом пребывания князя Андрея, которого с тех пор стали называть Боголюбским. Когда умер князь Юрий Долгорукий, жители Ростова и Суздаля признали своим князем Андрея Боголюбского, но он избрал столицей город Владимир на Клязьме. Прежде небольшой и малонаселенный городок при нем сильно разросся и укрепился. Князь построил во Владимире храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с золотым куполом , и поставили в том храме чудотворную икону, которая с тех пор стала называться Владимирской.
Святыня эта в глазах народа сильно возвышала и сам город, и князя Андрея, которому избрать город Владимир столицей указала как бы Сама Пресвятая Богородица. На поклонение чудотворной иконе стали прибывать богомольцы из окрестных мест, что еще больше возвеличивало славу Владимира.
Во Владимире князь Андрей возвел Золотые ворота к празднику Пресвятой Богородицы. Когда собрались люди на торжество, на воротах еще не высохла известь, и вдруг Золотые ворота оторвались oт стены, упали на людей и пoгребли под собой 12 человек. Услышав этo печальное известие, князь Андрей поспешил к иконе Пресвятой Богородицы и начал слезно молuться перед ней: «Госпожа Пресвятaя Владычица, если Ты сих людей не избавишь, тo я, грешный, повинен буду в смерти их». И послал боярина своего дать все необходимое на нужды мертвым, а сам приехал на место их гибели. Но когда разобрали ворота, тo все увидели погребенных живыми и здоровыми. Князь Андрей возрадовался, а на род дивился такому чуду.
В 1164 r. Владимирская икона Божией Матери находилась с князем в походе против волжских булгар, которых он победил заступничеством Пресвятой Богородицы, усердно молясь перед Ее святым образом: «Всяк уповающий на Тебя, Госпожа, не погибнет». По примеру князя все его войско тоже усердно молилось Пречистой Деве Марии и со слезами прикладывалось к Ее чудотворному образу .
В 1173 г, когда князь Андрей был злодейски убит, в Боголюбове и во Владимире начались распри и грабежи. Тогда священник Николай с чудотворной Владимирской иконой Божьей Матери в полном церковном облачении прошел по улицам города, после чего беспорядки немедленно стихли. После смерти князя Андрея много находилось охотников завладеть этой святыней. Побывала Владимирская икона Божией Матери в руках рязанского князя Глеба, страшной опасности подвергалась она, когда в феврале 1237 г орды татар ворвались во Владимир. Тогда Владимирская икона Божией Матери лишилась своего драгоценного оклада, но осталась целой и невредимой «по благодати Богоматери неотъемлемой от Ее иконы в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской».
По преданию, долго всматривался в скорбный лик Богоматери сам хан Батый и, не выдержав Ее взгляда, вышел из церкви. Владимирская икона Божией Матери — это великий символ, через который осуществлялась и будет вечно осуществляться связь между многими поколениями православных христиан: от времен, когда этот чудотворный образ совершил многовековое путешествие по святым местам от Иерусалима до Царьграда и в XII в. пришел в Киев. А на Руси чудотворная икона повторила тяжелый и славный путь русского народа из Киева во Владимир, потом в Москву. Когда же икону перенесли в Москву, где чудотворный образ Пресвятой Богородицы тоже прославился многими знамениями для спасения отечества, стала возвышаться Москва, в которой завершилось торжественное шествие чудотворного образа по христианским столицам.
Торжественная встреча Владимирской иконы Божией Матери в первопрестольной совпала с трудным для Московского государства временем. В 1395 г. в пределы земли Русской вступила армия Тамерлана, создавшего огромную империю от Каспия до Маньчжурии. Там, где проходила его армия, оставались лишь развалины, пепелища и горы черепов. Полки Тимура разорили верховья Дона, захватили город Елец и двинулись на Москву.
И повелел великий князь Василий Дмитриевич принести святую икону из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь: все это время по сторонам дорог стоял народ и, протягивая руки к образу Пречистой Девы Марии, молил: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»
В Москве икону ждала торжественная встреча: крестным ходом все духовенство, великий князь и члены его семьи, бояре и простой народ вышли за город на Кучково поле и, встретив чудотворную икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.
А потом великий князь с наскоро собранным войском выступил навстречу врaгy. Всю страну охватило тревожное ожидание: воины готовились к схватке, монахи возносили молитвы Господу… Уповая больше на помощь Божию, чем на свои силы, князь усердно молился вместе со своим воинcтвом и всем народом Господу и Его Пречистой Матери. И решающая битва не состоялась. В тот самый день и час, когда в Москву доставили Владимирскую икону Божией Матери Тамерлан, отдыхавший в своем шатре, увидел во сне большую гору, с ее вершины шло к нему множество святителей с золотыми жезлами, а над ними, в лучезарном сиянии — Дева, окруженная множеством ангелов с огненными мечами. Тамерлан в ужасе проснулся и, созвав мудрецов и предсказателей, потребовал от них объяснить это видение. И они отвечали, что виденная им Дева есть Матерь Бога христианского, защитница земли Русской. «Тогда мы не одолеем их», — сказал грозный повелитель и приказал своим войскам поворачивать обратно в степи.
Такая же благодатная помощь от Владимирской иконы Божией Матери была явлена и в 1408 г. против ордынского хана Едигeя, подступившего к Москве, когда там не было ни князя, ни митрополита. Жители столицы не переставали слезно молиться Заступницe Небесной, а Едигей уже готовился к осаде города. Но в это время хан получил известие о возмущении в Орде и поспешно удалился от Москвы.
В 1451 к городу подступил ногайский царевич Мазовша: татары уже подожгли посады и радовались, что у них будет много пленников и золота. Во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города, так как храбро сражавшиеся москвичи в одну из ночей ожидали нового приступа. Но утром врага под стенами города не стало: он бежал от Москвы, захватив только легкие повозки. По сказаниям летописей, татары ночью услышали необыкновенный шум и решили, что это великий князь идет на них с множеством войска.
При всех общественных бедствиях (войнах, пожарах и эпидемиях) святители с молитвой обращались к Владимирской иконе Божией Матери. Бросил свой огненный взгляд на чудотворную икону и грозный царь Иван IV; смиренно молился перед ней о дарования побед над недругами благочестивый сын его Федор Иоаннович. А когда подступил к Москве крымский хан Казы-Гиpей, Борис Годунов повелел доставить в воинский лагерь Владимирскую икону Божией Матери. И было в стане русских воинов великое ликование…
В 1547 г в Московском Кремле случился сильный пожар. Владимирскую икону Божией Матери хотели вынести из собора, но никакими силами не могли сдвинуть ее с места. И многие увидели в этот момент, как в небе над Успенским собором появилась светозарная Жена, осенявшая храм. И вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора. С тех пор чудотворная икона всегда пребывала в этом храме.
При этих и других благодеяниях, которые изливались на Русскую землю через Владимирскую икону Божией Матери, понятно то благоговение, которым русский народ окружал этот образ. Перед ним молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии с именами к клали в пелену Владимирской иконы Божией Матери.
В Смутное время на православном престоле воцарился самозванец, поклонник папского величия. Его слуги ворвались во время литургии в Успенский храм , начали срывать священнические облачения с патриарха Иова. Патриарх снял с себя Панагию, положил ее к Владимирской иконе Божией Матери и сказал: «Здесь, перед этой иконой, я был удостоен архиерейского сана и 19 лет хранил Святость веры. Ныне вижу бедствие церковное, торжество обмана и ереси. Матерь Божия, спаси православие!».
У этого чудотворного образа царь В.И. Шуйский просил себе небесной помощи на защиту Отечества.
При нашествии французов в 1812 году чудотворную икону отправили во Владимир, где ее каждый день с крестным ходом носили по городу. Из Владимира преосвященный Августин отправился со святым образом в Муром, а оттуда 20 октября возвратился в Москву. На протяжении многих веков Владимирская икона Божией Матери жида общей жизнью с народом русским. Перед нею представали патриархи и цари, бояре и простой народ, и она всегда была вместе с ними: и в бедах, и в радостях. Прославленная икона вдохновляла иконописцев, списки с нее украсили многие храмы, и перешедшая с оригинала благодатная сила Божия сделала чудотворными и их.
После Октябрьской революции, когда из кремлевских соборов изымались церковные ценности, Владимирская икона Божией Матери оказалась в Третьяковской галерее. В настоящее время по сложившейся традиции она, как и икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, во время богослужений переносится в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Чудный образ Богоматери и написанный апостолом евангелистом Лукой, принадлежит к тому типу икон, которые назывались «Елеуса» (Умиление), на Руси укрепилось за подобным типом икон название «Богоматерь Умиление». Лик Пресвятой Богородицы на этой иконе полон скорби и нежности: Она знает о крестном пути Божественного Младенца, но сквозь Ее печаль просвечивает и радость за спасаемое Им человечество.
Отличительной чертой Владимирской иконы Божией Матери является то, что левая ножка Младенца Христа согнута так, что видна подошва Его ступни. Прежде старались как можно реже прибегать к реставрации иконы, особенно ликов святых, чем мы и обязаны тому, что лики на Владимирской иконе Божией Матери восходят к XI веку.
(Напечатано по книге "Православные святыни", Москва ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005)