ХРАМ

ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОМ Г. МОСКВЫ

ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Поиск

Адрес: Мичуринский проспект, 68
+7 (925) 445-40-03
Казанская икона Божией Матери
Опубликовано: 02.04.2016

   В 1579 г.  сильный пожар уничтожил дотла большую часть города Казани,  тысячи людей остались без крова и хлеба.  Огонь,  вырвавшийся со двора стрельца Данилы Онучина,  в несколько часов обратил в пепел достояния многолетних трудов человеческих.  Плач  и стон людской стояли над городом летним июльским днем.

    Пожар истребил в основном христианскую часть города,  и татары всякое бедствие обращали в укор русским:  это,  мол,  пророк Мухаммед карает их за разорение мусульманского царства.  Тяжело было христианам переносить незаслуженные обвинения,  а еще тяжелее было видеть поругание  святых икон. 

      И тогда для утешения одних и вразумления других Свой пречистый образ явила людям Пресвятая Богородица.  И явила не начальнику города,  не вельможе,  не богатому и даже не мудрому,  а десятилетней девочке  Матроне. В почти пустой избе перед ней явилась икона, от которой раздался голос: «Иди и скажи архиепископу и воеводам вынуть Мою икону из недр земли».  Но первое время Матрона не решалась сказать о своем видении даже матери,  а не то что посторонним людям.

    Через несколько дней ей снова явилась икона,  вот тогда Матрона и рассказала матери о своем дивном видении,  но та не обратила внимания на слова дочери.  Так прошло некоторое время,  и однажды десятилетняя отроковица заснула в своем доме в самый полдень.  Вдруг какая-то сила перенесла ее на середину двора,  где она опять увидела в воздухе икону Пресвятой Богородицы.  От иконы исходили такие яркие огненные лучи,  что девочка даже испугалась,  что они сожгут ее. И опять раздался грозный голос: «Если ты не объявишь Моих слов и не возьмешь из земли Моей иконы,  то будешь больна до самой смерти». 

     Матрона до того испугалась,  что без чувств повалилась на землю. Когда она пришла себя,  то рассказала о чудесном своем перенесении на двор и об иконе в огненных лучах.  На другой день мать отправилась с Матроной к городским воеводам,  и девочка со слезами просила вынуть икону из земли в том дворе,  который был ей указан во время видения.  Однако воеводы не приняли этих слова всерьез,  и Матрона с матерью отправились к архиерею в полной надежде,  что святитель выслушает их и непременно сделает нужное распоряжение. 

     Но и здесь их ждало огорчение, так как  и архиепископ оставил их слова без внимания.  Идти им больше было не к кому,  и тогда они решили сами искать чудесно явившуюся икону.

    На погоревшем месте Данила Онучин стал расчищать место для новой постройки,  и 8 июля 1579 г.  Матрона с матерью пришли на пожарище,  где уже собралось много народу.  Многие приняли участие в поисках иконы и вскоре ископали много земли,  но иконы нигде не было.

   Начала копать и сама Матрона,  и там где была прежде  печь,  на глубине около полутора метров обрела икону Богоматери Одигитрии с Предвечным Младенцем на руках. Икона была завернута в ветхий сукoнный рукав, но сияла лучезарным светом,  как будто только недавно была написана.

    Радости православных людей не было предела.  Они преклонили перед иконой колена,  лобызали ее и наперебой стремилисьприкоснуться к ней, чтобы получить чудодейственную благодать.  Дали знать о находке архиепископу Казанскому и воеводам,  и по благословению архиепископа вскоре зазвонили колокола.  Когда священник увидел новоявленный образ,  то сильно удивился,  потому что никогда не видел икон такого чудного письма.  Он упал на колени и с умилением просил прощения за свое неверие,  а также и воеводы просили себе помилования. 

   Вскоре по милосердию Божиему oт святой иконы начали совершаться чудеса.  Прежде всего милость Божию получил один нищий,  который три года был слеп,  ни не видел,  а потом чудесным образом прозрел. 

    Когда обретенную икону Пресвятой Богородицы внесли в Казанскую Благовещенскую церковь,  зрение было даровано и некоему Никите,  который до того времени тоже ничего не видел. Весть о явлении Казанской иконы Божией Матери вскоре разнеслась далеко за пределы города,  и прежде всего её поспешили сообщить царю Ивану Грозному. 

    С иконы был снят список и как драгоценное сокровище послан в Москву вместе с описанием явления чудотворной иконы и бывших от нее чудес.  Список с Казанской иконы Божией Матери произвел  глубочайшее впечатление на царя и сыновей его: «Царь и дети его дивишися зело,  яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».  Иван Грозный повелел немедленно воздвигнуть на месте ее обретения церковь в честь Одигитрии и устроить женский монастырь.  Впоследствии царь Федор Иоаннович повелел украсить икону золотом и драгоценными камнями. 

    Но след списка,  присланного в Москву Ивану Грозному,  со временем был утерян. Казанская икона Богоматери Одигитрии списана с той самой иконы,  которая,  по преданию,  была написана евангелистом Лукой. Сын Божий представлен на Казанской иконе с благословляющей десницей.  Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного,  в детском их выражении виден разум  взрослого человека,  а в детской нежности - сила Божественная, весь лик Его исполнен неземной красоты. 

   Пресвятая Богородица приклонила голову к Сыну Своему,  и в лице Ее столько все объемлющей любви,  что трудно представить себе что-либо выше этого изображения,  превосходившего всякое человеческое искусство.  В Ее светлых очах отражается задумчивость,  но не суетная,  а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие.

    Казанский священник Гермоген,  который принял икону и на своих руках нес ее до Благовещенской церкви,  впоследствии стал патриархом Московским и всея Руси.  Как очевидец,  он составил описание явления иконы Божией Матери и некоторых чудес,  бывших при нем в Казани от чудотворной иконы.

    Одна мать принесла слепого ребенка к чудотворному образу и со слезами молила небесную Заступницу о его прозрении.  Вместе с нею молился и весь народ.  И вдруг дuтя стало хватaть свою мать за лицо, разглядывать его.  Архиепископ,  который все это время стоял на своем местe и наблюдал за происходящим, велел принестu красное яблоко и показать его ребенку,  который тут же noтянулся к немy своими ручонками.

   Некто Савва Фомин,  казанский посадский,  проживавший в Москве,  задумал совершить страшное пpeстyпление.

Он призывал на помощь дьявола и обещал отдать ему свою душу.  Но после совершения преступления Савва Фомин впал в тяжкую болезнь и стал раскаиваться в своем грехе.  Уже приготовляясь к смерти,  он во всем исповедался  своему духовнику. После того явилась ему  во сне Божия Матерь,  ободряла его и обещала испрocuть  для него у Бога прощение и исце-ление.  Для  этого Она пoвелела Савве прибыть в Казанский собор в день праздника - 8 июля.  Слух об этом дошёл до царя Михаила Федоровича,  он повелел принести больного  к собору на ковре.  Во время  богослужения у больного начались страшные страдания,  и он исступлённым голосом  начал кричать: «Помоги мне,  Царица Небесная!» 

    И вот явилась ему Божия Матерь и тuхо сказала: «Исполни свое обещание,  иди в монастырь,  впредь не cогрешай,  и будешь здоров!».  A пoтом все православные люди,  бывшие на литургии,  вдруг услышали голос: «Савва,  встань и войди в мою церковь!»  И Савва тотчас встaл,  вошел в Казанский собор, упал перед чудотворной иконой на колени.  Весь народ с изумлением  смотpел на свершившееся чудо.   Савва Фомин тотчас отдал все,  что имел,  бедным людям и постригся в Чудов монастырь.

       Национальной святыней Казанская икона Божией Матери стала в начале     XVII в.,  когда страшные бедствия обрушились на русское государство, и оно осталось без царя.  Воспользовавшись столь печальным состоянием России,  поляки овладели Москвой и предложили на православный престол своего королевича Владислава.  Но тот не хотел переменять католической веры на православную,не являлся в  Москву,  и тогда патриарх Гермоген призвал людей русских к освобождению Москвы от поляков и избранию себе православного русского царя. 

      В 1612 г. в Москву вместе с казанским ополчением прибыл новый список Казанской иконы Божией Матери,  и находился он в стане князя Дмитрия  Пожарского.  И в счастливых, и в  несчастливых боях русские воины молились перед чудотворной иконой,  призывая на помощь Пресвятую Богородицу. 

     Пленником поляков в Кремле оказался и прибывший в Россию архиепископ Арсений Элассонский,  родом из греков. Томимый  голодом,  он был уже при последнем издыхании,  как явился ему в видении Сергий Радонежский.  Чудный свет воссиял в келье мученика,  как только вошел в нееугодник Божий: «Арсений! -  сказал он. -  Господь услышал молитву рабов Своих и по ходатайству Пресвятой Богородицы и по молитвам великих чудотворцев,  Петра,  Алексея и Ионы,  с которыми и я ходатайствовал перед Нею в следующий день низложит врагов,  и святой град вернет православным христианам.»  После тaтих слов умиравший страдалец с трудом приподнялся и поклонился святому угоднику.  Вдруг и святой,  и свет,  озаривший келью архиепископа Арсения,  исчезли,  а сам он почувствовал себя совершенно здоровым.

      Весть об этом дивном видении быстро разнеслась среди всего православного воинства и вдохнула в него мужество.  И на следующий день,  как и предсказывал святой угодник Божий, русские действительно взяли Китай-город.  Поляки же,  потеряв последнюю надежду удержать остальную часть города,  сами сдали Кремль 22 октября 1612 года.

      После окончательного освобождения Москвы от поляков князь Д.М. Пожарский поставил список с Казанской иконы в своей приходской церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. .  Впоследствии в благодарность Божией Матери, за то, что она сохранила его в походах и сражениях,  и на память потомкам князь построил Казанский собор на Красной площади,  куда и был перенесен чудотворный образ.

      В 1812 году фельдмаршал М.И. Кутузов,  перед оставлениемМосквы   вошел в Казанский собор, взял чудотворный образ на грудь под шинель и так вывез его.  Впоследствии икона оставалась в соборе вплоть до сноса его в 1934 г.                Третья копия Казанской иконы Божией Матери была привезена в 1708 г.  в Санкт-Петербург  по повелению императора Петра I.  Сначала она находилась в деревянной часовне на Петербургской стороне,  а потом ее перенесли в церковь Рождества Богородицы,  которая находилась на Невском проспекте.  Здесь чудотворный образ оставался до 1811 г.,  а потом его перенесли в построенный Казанский собор.

      A В Благовещенском соборе в Казани в 1904 г.  произошла кража.  Казанскую икону Божией Матери вместе с двумя другими иконами,  сосудами и кружками унесли из храма.  Казанское «Общество трезвости»  назначило 300 рублей премии тому,  кто укажет место нахождения похищенной иконы.  Вскоре похититель был пойман в Нижнем Новгороде.  Им оказался Варфоломей Чайкин, крестьянин 28 лет, имевший в совокупности 43 года каторги.  Он был хорошо известен полиции как вор, специализировавшийся на церковных кражах.  На следствии В.  Чайкин сначала утверждал,  что разрубил икону,  потом переменил  свои показания и стал говорить,  что сжег ее.  Но суд ему не поверил,  так  как  опытный преступник прекрасно знал о большой ценности похищенной им иконы.  Однако до самой своей смерти, до 1917 г.,  В.  Чайкин утверждал,  что сжег Казанскую икону Божией Матери. Русский народ в пропаже чудотворного образа увидел дурное предзнаменование,  недаром молва говорила,  что «Бо городица уходит из земли русской».  В церковных же кругах было распространено мнение,  что Чайкин украл Казанскую икону Божией Матери для продажи ее старообрядцам,  может быть,  даже по их заказу. 

      Среди старообрядцев с давних пор бытовала старая легенда о том,  что до тех пор,  пока икона не будет в их руках,  они не получат полной свободы для исповедания своей веры.  В некотором смысле это их убеждение сбылось,  так  как  в 1905 г.  в России был издан указ о веротерпимости,  и с этого времени права старообрядцев были восстановлены. 

      Если Чайкин действительно передал им Казанскую икону Божией Матери,  то он должен был знать,  в какой из многочисленных скитов она была направлена.  Но рассказать об истинной судьбе иконы он не мог: ему бы непоздоровилось.

      Октябрьская революция 1917 г.,  казалось бы,  замела все дальнейшие следы чудотворного образа.  Икона,  находившаяся в Казанском соборе в Москве, после закрытия храма в 1936 году была передана в Богоявленский собор в Дорогомилове.  Этот храм тоже был разрушен,  и чудотворный образ пропал.  Но след исчезнувшей в смутные времена революции и гражданской войны Казанской иконы Божией Матери прервался не насовсем.  Он обнаружился в небольшом португальском городке Фатима,  где рядом с католической святыней соседствует православный храм - дольно внушительное здание, над центральной частью которого красуется  купол-луковка. Это здание принадлежит «Голубой дивизии» - католической организации,  которая была создана после Второй мировой войны в США,  чтобы препятствовать распространению коммунизма в мире.  Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия»  построила в 1950-е гг, а православная церковь при нём, которая называется «Византийская», будто бы была специально предназначена для хранения  Казанской иконы Божией Матери.

     В начале  1920-х новый список Казанской Божией Матери (до сих пор нигде не описанный)  мельком всплыл  в Советском Союзе,  где его видел один английский скупщик-антиквар.  В 1928 эта икона была вывезена  - якобы поляком и якобы через Берлин в Англию.  За 25 последующих лет сменилось три владельца чудотворной святыни.  По всей вероятности,  они мало смыслили в иконописании,  да и в ювелирном деле тоже,  поэтому икону и ее оклад рассматривали только как выгодное капиталовложение.  Один скупщик в начале  1950-х гг.  купил ее за 12 000 фунтов стерлингов,  но заплатил за нее не наличными деньгами,  а получил икону в результате каких-то весьма запутанных торговых сделок в зачет разных убытков и акций.

     Четвертый скупщик-антиквар,  тоже англичанин,  предложил Казанский образ Божией Матери советскому посольству,  но запросил такую сумму,  что на этом дело и остановилось.  Тогда он обратился в Сан-Франциско в епархию Американской православной церкви.  По просьбе епископа Иоанна (Шаховского), возглавлявшего епархию в1950-х гг.,  Н.Е. Андреев два раза рассматриваликону и даже смог ее сфотографировать - в красках и без ризы. 

       Владелец иконы настаивал,  что она «тысячелетней давности,  взята из Казанского собора в Ленинграде,  а камни оклада взяты из складов драгоценностей царя Соломона».  На вопрос,  как икона попала в Англию,  владелец решительно отказался отвечать и назвать имя человека,  который привез ее,  но заявил,  что «лишьчудотворная икона могла иметь такой богатый оклад».  Удалось только установить,  что из-за темного лика в Англии икону стали называть «Черная Казанская Богородица».  Н.Е.  Андреев указал владельцу на то,  что риза имеет более позднюю выделку и что оклад,  хотя и богатый,  но многие камни имеют трещины,  к тому же риза за время пребывания в Англии потеряла часть своих драгоценностей.  Однако владелец ответил,  что такого рода заявления делаются для того,  чтобы снизить цену иконы.  Он никак не хотел понимать,  что ценность ее не в окладе,  а в изображении на простой деревянной доске. 

      После смерти владельца икону перевезли Сан-Франциско,  где епископ Иоанн объявил сбор денежных средств,  чтобы церковь могла купить ее.  Но собранных денег не хватило,  т.к.  новый владелец запрашивал 500 000 долларов.  В начале 1970-х образ Казанской Божией Матери был куплен Римско-Католической Церковью и около 30 лет хранился в православной церкви в городе Фатима (Португалия).  По условию  прежних владельцев иконы,  она должна вернуться в Россию после падения коммунистического режима.  Но вместо этого,  причем сравнительно недавно,  из Португалии икона была переправлена в Ватикан,  и когда она возвратится в Россию, неизвестно.

      Чудотворные списки Казанской иконы Божией Матери были в Троице-  Сергиевой Лавре,  Симоновом и Высоко- петровском монастырях, и во многих церквах.  А список,  бывший в казанском ополчении в 1612 году,  сейчас находится в Елоховском Богоявленском соборе Москвы.  Иконографически он соответствует времени своего написания - XVI в, но древним образцам отвечает несколько меньше.  Казанская Божия Матерь на нем как бы «Одигитрия»,  но не «поясная»,  а ставшая главной.  Главная особенность этой иконы - прямое,  фасное,  положение Пресвятой Богородицы.

       А в конце августа 2004 г.  к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа),  делегация Римско-Католической Церкви привезла в Россию список Казанской иконы Божией Матери,  который в течение последних 11 лет хранился в покоях римского Папы Иоанна Павла II.  Икона была спецрейсом доставлена из Ватикана,  и возвращение ее не сопровождалось выдвижением каких-либо условий.  Согласно выводам проведенной экспертизы,  этот список был выполнен в XVIII в. «под оклад» и,  судя по богато украшенной ризе,  являлся достоянием зажиточной семьи.

 (Напечатано по книге "Православные святыни", Москва, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005) 


Категория: Прихожанину на заметку