Казанская икона Божией Матери | |
Опубликовано: 02.04.2016 | |
Пожар истребил в основном христианскую часть города, и татары всякое бедствие обращали в укор русским: это, мол, пророк Мухаммед карает их за разорение мусульманского царства. Тяжело было христианам переносить незаслуженные обвинения, а еще тяжелее было видеть поругание святых икон. И тогда для утешения одних и вразумления других Свой пречистый образ явила людям Пресвятая Богородица. И явила не начальнику города, не вельможе, не богатому и даже не мудрому, а десятилетней девочке Матроне. В почти пустой избе перед ней явилась икона, от которой раздался голос: «Иди и скажи архиепископу и воеводам вынуть Мою икону из недр земли». Но первое время Матрона не решалась сказать о своем видении даже матери, а не то что посторонним людям. Через несколько дней ей снова явилась икона, вот тогда Матрона и рассказала матери о своем дивном видении, но та не обратила внимания на слова дочери. Так прошло некоторое время, и однажды десятилетняя отроковица заснула в своем доме в самый полдень. Вдруг какая-то сила перенесла ее на середину двора, где она опять увидела в воздухе икону Пресвятой Богородицы. От иконы исходили такие яркие огненные лучи, что девочка даже испугалась, что они сожгут ее. И опять раздался грозный голос: «Если ты не объявишь Моих слов и не возьмешь из земли Моей иконы, то будешь больна до самой смерти». Матрона до того испугалась, что без чувств повалилась на землю. Когда она пришла себя, то рассказала о чудесном своем перенесении на двор и об иконе в огненных лучах. На другой день мать отправилась с Матроной к городским воеводам, и девочка со слезами просила вынуть икону из земли в том дворе, который был ей указан во время видения. Однако воеводы не приняли этих слова всерьез, и Матрона с матерью отправились к архиерею в полной надежде, что святитель выслушает их и непременно сделает нужное распоряжение. Но и здесь их ждало огорчение, так как и архиепископ оставил их слова без внимания. Идти им больше было не к кому, и тогда они решили сами искать чудесно явившуюся икону. На погоревшем месте Данила Онучин стал расчищать место для новой постройки, и 8 июля 1579 г. Матрона с матерью пришли на пожарище, где уже собралось много народу. Многие приняли участие в поисках иконы и вскоре ископали много земли, но иконы нигде не было. Начала копать и сама Матрона, и там где была прежде печь, на глубине около полутора метров обрела икону Богоматери Одигитрии с Предвечным Младенцем на руках. Икона была завернута в ветхий сукoнный рукав, но сияла лучезарным светом, как будто только недавно была написана. Радости православных людей не было предела. Они преклонили перед иконой колена, лобызали ее и наперебой стремилисьприкоснуться к ней, чтобы получить чудодейственную благодать. Дали знать о находке архиепископу Казанскому и воеводам, и по благословению архиепископа вскоре зазвонили колокола. Когда священник увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого чудного письма. Он упал на колени и с умилением просил прощения за свое неверие, а также и воеводы просили себе помилования. Вскоре по милосердию Божиему oт святой иконы начали совершаться чудеса. Прежде всего милость Божию получил один нищий, который три года был слеп, ни не видел, а потом чудесным образом прозрел. Когда обретенную икону Пресвятой Богородицы внесли в Казанскую Благовещенскую церковь, зрение было даровано и некоему Никите, который до того времени тоже ничего не видел. Весть о явлении Казанской иконы Божией Матери вскоре разнеслась далеко за пределы города, и прежде всего её поспешили сообщить царю Ивану Грозному. С иконы был снят список и как драгоценное сокровище послан в Москву вместе с описанием явления чудотворной иконы и бывших от нее чудес. Список с Казанской иконы Божией Матери произвел глубочайшее впечатление на царя и сыновей его: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша». Иван Грозный повелел немедленно воздвигнуть на месте ее обретения церковь в честь Одигитрии и устроить женский монастырь. Впоследствии царь Федор Иоаннович повелел украсить икону золотом и драгоценными камнями. Но след списка, присланного в Москву Ивану Грозному, со временем был утерян. Казанская икона Богоматери Одигитрии списана с той самой иконы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой. Сын Божий представлен на Казанской иконе с благословляющей десницей. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности - сила Божественная, весь лик Его исполнен неземной красоты. Пресвятая Богородица приклонила голову к Сыну Своему, и в лице Ее столько все объемлющей любви, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходившего всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Казанский священник Гермоген, который принял икону и на своих руках нес ее до Благовещенской церкви, впоследствии стал патриархом Московским и всея Руси. Как очевидец, он составил описание явления иконы Божией Матери и некоторых чудес, бывших при нем в Казани от чудотворной иконы. Одна мать принесла слепого ребенка к чудотворному образу и со слезами молила небесную Заступницу о его прозрении. Вместе с нею молился и весь народ. И вдруг дuтя стало хватaть свою мать за лицо, разглядывать его. Архиепископ, который все это время стоял на своем местe и наблюдал за происходящим, велел принестu красное яблоко и показать его ребенку, который тут же noтянулся к немy своими ручонками. Некто Савва Фомин, казанский посадский, проживавший в Москве, задумал совершить страшное пpeстyпление. Он призывал на помощь дьявола и обещал отдать ему свою душу. Но после совершения преступления Савва Фомин впал в тяжкую болезнь и стал раскаиваться в своем грехе. Уже приготовляясь к смерти, он во всем исповедался своему духовнику. После того явилась ему во сне Божия Матерь, ободряла его и обещала испрocuть для него у Бога прощение и исце-ление. Для этого Она пoвелела Савве прибыть в Казанский собор в день праздника - 8 июля. Слух об этом дошёл до царя Михаила Федоровича, он повелел принести больного к собору на ковре. Во время богослужения у больного начались страшные страдания, и он исступлённым голосом начал кричать: «Помоги мне, Царица Небесная!» И вот явилась ему Божия Матерь и тuхо сказала: «Исполни свое обещание, иди в монастырь, впредь не cогрешай, и будешь здоров!». A пoтом все православные люди, бывшие на литургии, вдруг услышали голос: «Савва, встань и войди в мою церковь!» И Савва тотчас встaл, вошел в Казанский собор, упал перед чудотворной иконой на колени. Весь народ с изумлением смотpел на свершившееся чудо. Савва Фомин тотчас отдал все, что имел, бедным людям и постригся в Чудов монастырь. Национальной святыней Казанская икона Божией Матери стала в начале XVII в., когда страшные бедствия обрушились на русское государство, и оно осталось без царя. Воспользовавшись столь печальным состоянием России, поляки овладели Москвой и предложили на православный престол своего королевича Владислава. Но тот не хотел переменять католической веры на православную,не являлся в Москву, и тогда патриарх Гермоген призвал людей русских к освобождению Москвы от поляков и избранию себе православного русского царя. В 1612 г. в Москву вместе с казанским ополчением прибыл новый список Казанской иконы Божией Матери, и находился он в стане князя Дмитрия Пожарского. И в счастливых, и в несчастливых боях русские воины молились перед чудотворной иконой, призывая на помощь Пресвятую Богородицу. Пленником поляков в Кремле оказался и прибывший в Россию архиепископ Арсений Элассонский, родом из греков. Томимый голодом, он был уже при последнем издыхании, как явился ему в видении Сергий Радонежский. Чудный свет воссиял в келье мученика, как только вошел в нееугодник Божий: «Арсений! - сказал он. - Господь услышал молитву рабов Своих и по ходатайству Пресвятой Богородицы и по молитвам великих чудотворцев, Петра, Алексея и Ионы, с которыми и я ходатайствовал перед Нею в следующий день низложит врагов, и святой град вернет православным христианам.» После тaтих слов умиравший страдалец с трудом приподнялся и поклонился святому угоднику. Вдруг и святой, и свет, озаривший келью архиепископа Арсения, исчезли, а сам он почувствовал себя совершенно здоровым. Весть об этом дивном видении быстро разнеслась среди всего православного воинства и вдохнула в него мужество. И на следующий день, как и предсказывал святой угодник Божий, русские действительно взяли Китай-город. Поляки же, потеряв последнюю надежду удержать остальную часть города, сами сдали Кремль 22 октября 1612 года. После окончательного освобождения Москвы от поляков князь Д.М. Пожарский поставил список с Казанской иконы в своей приходской церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. . Впоследствии в благодарность Божией Матери, за то, что она сохранила его в походах и сражениях, и на память потомкам князь построил Казанский собор на Красной площади, куда и был перенесен чудотворный образ. В 1812 году фельдмаршал М.И. Кутузов, перед оставлениемМосквы вошел в Казанский собор, взял чудотворный образ на грудь под шинель и так вывез его. Впоследствии икона оставалась в соборе вплоть до сноса его в 1934 г. Третья копия Казанской иконы Божией Матери была привезена в 1708 г. в Санкт-Петербург по повелению императора Петра I. Сначала она находилась в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом ее перенесли в церковь Рождества Богородицы, которая находилась на Невском проспекте. Здесь чудотворный образ оставался до 1811 г., а потом его перенесли в построенный Казанский собор. A В Благовещенском соборе в Казани в 1904 г. произошла кража. Казанскую икону Божией Матери вместе с двумя другими иконами, сосудами и кружками унесли из храма. Казанское «Общество трезвости» назначило 300 рублей премии тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы. Вскоре похититель был пойман в Нижнем Новгороде. Им оказался Варфоломей Чайкин, крестьянин 28 лет, имевший в совокупности 43 года каторги. Он был хорошо известен полиции как вор, специализировавшийся на церковных кражах. На следствии В. Чайкин сначала утверждал, что разрубил икону, потом переменил свои показания и стал говорить, что сжег ее. Но суд ему не поверил, так как опытный преступник прекрасно знал о большой ценности похищенной им иконы. Однако до самой своей смерти, до 1917 г., В. Чайкин утверждал, что сжег Казанскую икону Божией Матери. Русский народ в пропаже чудотворного образа увидел дурное предзнаменование, недаром молва говорила, что «Бо городица уходит из земли русской». В церковных же кругах было распространено мнение, что Чайкин украл Казанскую икону Божией Матери для продажи ее старообрядцам, может быть, даже по их заказу. Среди старообрядцев с давних пор бытовала старая легенда о том, что до тех пор, пока икона не будет в их руках, они не получат полной свободы для исповедания своей веры. В некотором смысле это их убеждение сбылось, так как в 1905 г. в России был издан указ о веротерпимости, и с этого времени права старообрядцев были восстановлены. Если Чайкин действительно передал им Казанскую икону Божией Матери, то он должен был знать, в какой из многочисленных скитов она была направлена. Но рассказать об истинной судьбе иконы он не мог: ему бы непоздоровилось. Октябрьская революция 1917 г., казалось бы, замела все дальнейшие следы чудотворного образа. Икона, находившаяся в Казанском соборе в Москве, после закрытия храма в 1936 году была передана в Богоявленский собор в Дорогомилове. Этот храм тоже был разрушен, и чудотворный образ пропал. Но след исчезнувшей в смутные времена революции и гражданской войны Казанской иконы Божией Матери прервался не насовсем. Он обнаружился в небольшом португальском городке Фатима, где рядом с католической святыней соседствует православный храм - дольно внушительное здание, над центральной частью которого красуется купол-луковка. Это здание принадлежит «Голубой дивизии» - католической организации, которая была создана после Второй мировой войны в США, чтобы препятствовать распространению коммунизма в мире. Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия» построила в 1950-е гг, а православная церковь при нём, которая называется «Византийская», будто бы была специально предназначена для хранения Казанской иконы Божией Матери. В начале 1920-х новый список Казанской Божией Матери (до сих пор нигде не описанный) мельком всплыл в Советском Союзе, где его видел один английский скупщик-антиквар. В 1928 эта икона была вывезена - якобы поляком и якобы через Берлин в Англию. За 25 последующих лет сменилось три владельца чудотворной святыни. По всей вероятности, они мало смыслили в иконописании, да и в ювелирном деле тоже, поэтому икону и ее оклад рассматривали только как выгодное капиталовложение. Один скупщик в начале 1950-х гг. купил ее за 12 000 фунтов стерлингов, но заплатил за нее не наличными деньгами, а получил икону в результате каких-то весьма запутанных торговых сделок в зачет разных убытков и акций. Четвертый скупщик-антиквар, тоже англичанин, предложил Казанский образ Божией Матери советскому посольству, но запросил такую сумму, что на этом дело и остановилось. Тогда он обратился в Сан-Франциско в епархию Американской православной церкви. По просьбе епископа Иоанна (Шаховского), возглавлявшего епархию в1950-х гг., Н.Е. Андреев два раза рассматриваликону и даже смог ее сфотографировать - в красках и без ризы. Владелец иконы настаивал, что она «тысячелетней давности, взята из Казанского собора в Ленинграде, а камни оклада взяты из складов драгоценностей царя Соломона». На вопрос, как икона попала в Англию, владелец решительно отказался отвечать и назвать имя человека, который привез ее, но заявил, что «лишьчудотворная икона могла иметь такой богатый оклад». Удалось только установить, что из-за темного лика в Англии икону стали называть «Черная Казанская Богородица». Н.Е. Андреев указал владельцу на то, что риза имеет более позднюю выделку и что оклад, хотя и богатый, но многие камни имеют трещины, к тому же риза за время пребывания в Англии потеряла часть своих драгоценностей. Однако владелец ответил, что такого рода заявления делаются для того, чтобы снизить цену иконы. Он никак не хотел понимать, что ценность ее не в окладе, а в изображении на простой деревянной доске. После смерти владельца икону перевезли Сан-Франциско, где епископ Иоанн объявил сбор денежных средств, чтобы церковь могла купить ее. Но собранных денег не хватило, т.к. новый владелец запрашивал 500 000 долларов. В начале 1970-х образ Казанской Божией Матери был куплен Римско-Католической Церковью и около 30 лет хранился в православной церкви в городе Фатима (Португалия). По условию прежних владельцев иконы, она должна вернуться в Россию после падения коммунистического режима. Но вместо этого, причем сравнительно недавно, из Португалии икона была переправлена в Ватикан, и когда она возвратится в Россию, неизвестно. Чудотворные списки Казанской иконы Божией Матери были в Троице- Сергиевой Лавре, Симоновом и Высоко- петровском монастырях, и во многих церквах. А список, бывший в казанском ополчении в 1612 году, сейчас находится в Елоховском Богоявленском соборе Москвы. Иконографически он соответствует времени своего написания - XVI в, но древним образцам отвечает несколько меньше. Казанская Божия Матерь на нем как бы «Одигитрия», но не «поясная», а ставшая главной. Главная особенность этой иконы - прямое, фасное, положение Пресвятой Богородицы. А в конце августа 2004 г. к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), делегация Римско-Католической Церкви привезла в Россию список Казанской иконы Божией Матери, который в течение последних 11 лет хранился в покоях римского Папы Иоанна Павла II. Икона была спецрейсом доставлена из Ватикана, и возвращение ее не сопровождалось выдвижением каких-либо условий. Согласно выводам проведенной экспертизы, этот список был выполнен в XVIII в. «под оклад» и, судя по богато украшенной ризе, являлся достоянием зажиточной семьи. (Напечатано по книге "Православные святыни", Москва, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005) | |
Категория: Прихожанину на заметку |