ХРАМ

ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОМ Г. МОСКВЫ

ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Поиск

Адрес: Мичуринский проспект, 68
+7 (925) 445-40-03
О Новом и «старом Новом» годе
Опубликовано: 02.04.2016
О Новом и «старом Новом» годе

 Написать эту заметку меня побудила попавшаяся на глаза статья в газете «Вечерний Ростов», где автор, показывая своё историческое невежество,  утверждает: «В соответствии с правительственным предписанием, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Загвоздка заключалась в том, что с 28 ноября начинался православный сорокадневный Рождественский пост, который длится до самого Рождества, то есть до 7 января. Православная церковь не стала его переносить в связи с новым указом светского царя. Не каждый сможет отказаться от удовольствия откушать мясца на Новый год да выпить рюмочку-другую спиртного! Вот и получается, что грешим мы по приказу давно почившего царя…».

   Во-первых, надо разделять церковный год и гражданский год. В Русской Православной Церкви новый годичный круг великих (двунадесятых) праздников начинается 1 сентября по юлианскому календарю, что соответствует 14 сентября гражданского (григорианского) календаря, и начало этого годичного круга по церковному – новолетие - остаётся неизменным.

    С принятием христианства пришёл к  нам юлианский календарь , по которому счет лет в то время вели от сотворения первого человека – Адама.

   Вот что писал об этом прп. Епифаний Премудрый, инок Троице-Сергиевой лавры:

   «Март месяц начало всем месяцем, иже и первый наречется в месяцех, ему же свидетельствует Моисей законодавец, глаголя: месяц же вам первый в месяцех да будет март… Марта бо месяца начало бытия – вся тварь Богом сотворена бысть от небытия в бытие, марта же месяца в 21 день и первозданный человек, родоначальник Адам,  рукою Божиею создан бысть».

   В 1492 году Московский собор перенес начало нового года с 1 марта на 1 сентября, таким образом, церковный и гражданский год начинался в один день. Напоминанием об этом является учебный год, начинающийся 1 сентября.

   Во-вторых, «по приказу давно почившего царя» Петра I, празднование Нового года должно было совершаться «от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1-го числа, а не от создания мира»( об указах Петра I смотреть Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, №1736). Этот петровский Новый год мы теперь и называем «старым Новым годом».

   И в-третьих, Новый год во время Рождественского поста, когда «не каждый сможет отказаться от удовольствия откушать мясца… да выпить рюмочку-другую…», появился у нас в России в 1918 году вот по этому декрету:

   «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:

1.             Первый день после 31 января считать  не 1-ым февраля, а 14-м февраля, второй день – считать 15-м и т.д.

2.             До 1 июля сего года писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю.

   Председатель Совета народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин). Помощник Нар. Комис. По Иностранным  Делам Чичерин. Народные Комиссары: Шляпников, Петровский, Амосов, Оболенский. Секретарь Сов. Нар. Комис. Горбунов».

Вот и получается, что грешат на Новый год не «по приказу давно почившего царя», а по декрету еще не захороненного председателя Совнаркома.                           


Категория: Прихожанину на заметку