Меню Закрыть

Аборты

В контексте продолжающейся дискуссии по поводу отношения Церкви к абортам и позиции Святейшего Патриарха о необходимости выведения абортов из ОМС, священник нашего храма и преподаватель Московской духовной академии отец Илья Письменюк делится своим отношением к данной проблеме.  

                                                                ***
Мне уже не раз приходилось читать такие мнения, что Церковь не должна вмешиваться в проблему абортов, что женщины (в том числе, верующие) имеют право сами решать для себя этот вопрос без какого-либо нравственного давления со стороны Церкви, что душа и личность эмбриона появляются на 3 неделе/месяце/триместре беременности… 

Попробую тезисно выразить свое отношение ко всему перечисленному: 

1. Церковь заботится и охраняет жизнь с момента ее появления — это вполне естественно для христианского мировоззрения. Моментом появления уникальной жизни является именно момент зачатия. 

2. Вопрос появления души/личности — гипотетический, т.е. мы не можем дать на него фактический и научный ответ. Церковь говорит о личности с момента зачатия, в том числе, по той причине, что это исключает возможность фатальной ошибки и греха. На доктринальном же уровне мы не разделяем жизнь души и тела до смерти человека.

3. Если кто-то считает, что Церковь должна оправдывать аборты или оставлять вопрос нравственной ответственности на личное усмотрение женщины, то что мешает сделать то же самое в отношении других грехов: прелюбодейства, предательства, физического насилия и т.д.? Это — абсурд. Для Церкви естественно предупреждать грех, говорить об ответственности за него и последствиях его совершения. 

4. Вышеизложенное не исключает сложностей, которые есть во многих духовных вопросах. В плане абортов, главные проблемы, на мой взгляд: потенциальный порок у ребенка или угроза жизни матери. Про второе (угроза жизни) я убежден, что решение должно быть за самой мамой без какого-либо осуждения с чье-либо стороны. В отношении возможного физического несовершенства ребеночка подобные обстоятельства иногда сравниваются с получением недугов уже при жизни человека: как мы не лишаем жизни инвалидов, так и болеющий в утробе ребенок, тем не менее, имеет право на жизнь. Тем более, что всегда существует вероятность врачебной ошибки, неправильной диагностики, а также возможность максимально способствовать выздоровлению ребеночка, начиная еще с момента нахождения в утробе матери. 

5. Я заметил, что в дискуссиях про аборты у их защитников появился такой популярный тренд: выставлять своих противников религиозными фанатиками и неадекватными людьми, сравнивать их с сектантами и протестантскими фундаменталистами. Мне кажется, что это манипулятивный и просто нечестный прием. Не согласен с кем-то — так и скажи. Но не надо мешать все в одну кучу и придумывать клише для своих оппонентов. 

6. Позиция Церкви по абортам, как и вопрос нравственной ответственности за их совершение, касается, в первую очередь, тех людей, которые считают себя верующими членами этой Церкви. Принадлежность к Церкви — вопрос личного выбора. Церковь никого не принуждает к членству в ней, имеет право свободно исповедовать свои убеждения и проповедовать их своим членам и обществу в целом. Будет ли принимать нецерковный человек мнение Церкви или нет — его свободный выбор.

7. Если человек крещен в православной вере, носит крестик и, одновременно, жизненной нормой считает совершение абортов или медицинское участие в их совершении, то нужно адекватно понимать противоречие первого и второго. Нельзя быть христианином и противоречить Церкви в таком принципиальном моменте нравственной оценки жизненных поступков. Совершение подобных грехов, с точки зрения Церкви, требует глубокого и пожизненного покаяния, через которое только возможно примириться с Богом и получить прощение. 

8. В абортах виноваты не только женщины и медики. Очень часто забывается, что равную ответственность несут те мужчины, от которых забеременели женщины. Последние часто оказываются в тяжелом психологическом состоянии, под давлением физических отцов детей и других окружающих людей. Если отец ребенка не принимает мер для предотвращения аборта, бросает забеременевшую женщину или заранее отказывается от будущей ответственности за ребенка — он равный участник аборта и несет такие же нравственные последствия для своей души. 

9. Проблема исключения абортов из ОМС для Церкви — забота о том, чтобы верующие люди имели гражданское право не спонсировать поступки, которые их вера считает грехом и преступлением против жизни. 

10. Святейший Патриарх имеет право говорить от имени религиозной конфессии, предстоятелем и лидером которой он является. Можно сказать, что в таком случае позиция Патриарха становится выражением одного из общественных мнений, которое должно учитываться государственной властью в процессе принятия законодательных решений. Все это нисколько не противоречит российскому законодательству. 

                                                       ***

Данный текст является публикацией из личного блога священника Ильи Письменюка в социальной сети facebook — https://www.facebook.com/Pismenyuk.Ilya   

Top