Меню Закрыть

Паломничество в прошлое

“Мы вовсе не сидели, сложа руки, не плакали

на реках Вавилонских, — писал композитор

Виктор Ульман (1898–1944) в Терезине.

— Наша тяга к культуре была столь же сильной,

как и наше желание выжить”.

Наша поездка в Сергиев Посад (выезжали  старшеклассники воскресной школы с  директором и прихожанами храма) преследовала две цели: отдохнуть в субботу на природе, пожарить шашлыки и зефирки, посмотреть на звезды, посидеть у теплой печки и после Литургии в Успенском соборе Свято- Троицкой Сергиевой Лавры посетить художественную выставку.

Наверное, угадав наши планы, погода  позволила нам рассмотреть на ночном небе северные созвездия, а уж в воскресенье пошел дождь. Настоящий ливень звенел, как звонок на «уроки Фридл».

Выставка, посвященная художнице и педагогу Фридл Дикер-Брандейс (1898, Вена – 1944, Освенцим) и ее ученикам из концлагеря Терезин , объехала весь мир и сейчас размещена в центральной городской библиотеке города Сергиев Посад. Феномен концлагеря Терезин (1941–1945) исследуется в течение долгого времени и всё-таки остается загадкой: каким образом люди, заключенные в промозглые казармы, истощённые и измученные, не впали в отчаяние, как они находили в себе силы бороться со смертью…

Фридл с детьми в концлагере рисовала . Сохранилось около 5000 рисунков. Их обнаружили случайно в 1970х годах. После исследования современные психотерапевты, психиатры, медики поняли, что рисунки детей концлагеря гораздо позитивнее, легче для восприятия, чем рисунки современных детей, у которых проблемы в семье или в отношениях со сверстниками. То есть  у современных детей внутренний мир так  не развит, им живется так сложно, что, по сравнению с их жизнью, выживание  в фашистском концлагере представляется  полноценной и гармоничной  жизнью.

Лагерь Терезин  существовал два года как пересылочный. Заключенные в лагере все делали сами, даже составляли списки для отправки в лагеря смерти (Освенцим и др.)  Но самое главное, что было у заключенных в нем людей, — возможность творить!

Как в любом концлагере, у них была изнурительная работа, голод, холод, болезни, вши, их увозили в газовые камеры, но они писали музыку, рисовали картины, ставили спектакли, оперы, оформляли книги, создавали архитектурные проекты домов будущего,  новую посуду. За два года существования Терезина обреченным на смерть людям удалось поставить 621 спектакль, сочинить более сотни музыкальных произведений, создать тысячи рисунков и картин, издать сотни страниц  детского иллюстрированного журнала и взрослого – юмористического.  Они написали 1000-страничные дневники — хронику событий и размышлений, сотни стихов, пьес, критических статей, прочитали свыше 2000 лекций….

У многих ли людей сейчас столько идей и столько вдохновения, такой открытый взгляд в будущее? Репетировали одну роль  одновременно по 5-6 человек, потому что не знали, кто доживет то премьеры. Взрослые люди, сейчас мы бы сказали — педагоги, а на самом деле, просто ЛЮДИ, понимали, что жизнь может закончиться в любую минуту, и занимались с детьми так, как будто они созданы для вечности, для счастья.

Дети даже не подозревали, что в любой момент их могут отправить туда, откуда не возвращаются.. Самое страшное и печальное для детей в Терезине было расставание с друзьями, которых «куда-то увозили…» Ребята по своей инициативе делали журналы для «отъезжающего друга» с рисунками, стихами, письмами.

Зачем  Фридл это делала? Что питало ее? По национальности она была еврейкой, вопрос о вероисповедании в те годы был закрытым. Ответ она унесла с собой, Но ее жизнь, ее стремление к прекрасному и высокому ,куда  и вела она за собой всех,от мала до велика, говорит о том, что она питалась и питала других чем-то неземным, более тонким и высоким, что за гранью человеческого бытия…. Чем?

Очень хочется, чтобы наши дети поняли, что кроме твердой экономики, хорошей зарплаты, теплой квартиры, есть что-то более важное, что на «хлеб не намажешь!» Что есть тонкие, метафизические субстанции, без которых человек не будет Человеком, опустится до животного состояния или сведет счеты с жизнью, потому что она стала невыносима…

 Очень хочется, чтобы наши дети полюбили это « тонкое», «невидимое», то, что называется: знание, понимание, мысль, звук, символ, книга и, наконец, молитва, пение, чтение, созерцание, покаяние….Желаю всем тем, кто так или иначе связан в этой земной жизни с детьми, познакомить их с этой иррациональной величиной,  даже если у них , к счастью, не будет таких условий,  как у Яна Корчака, Фридл Дикер,  и тех педагогов , которые шли в газовую камеру вместе с детьми, чтобы в последние минуты земной жизни с ними просто БЫТЬ, петь им песню или просто их обнять.

И наша воскресная школа будет стараться продолжать традиции «детоводительства» Фридл Дикер, заложившей новые основы в педагогику – основы доверия, сотрудничества, уважения и любви.

Директор ВШ. Е.В.Петрук

Top