ХРАМ

ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОМ Г. МОСКВЫ

ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Поиск

Адрес: Мичуринский проспект, 68
+7 (925) 445-40-03
Великий раскол Западной церкви
Опубликовано: 20.09.2018
Великий раскол Западной церкви

ПАПА ГРИГОРИЙ XII

Раздел «Папа Григорий XII» является отрывком из статьи свящ. Ильи Письменюка «История трех отречений».

Последние десятилетия средневековья застали папство в глубочайшем кризисе. Абсолютизм римского понтифика был окончательно низвергнут почти столетием Авиньонского пленения. Для возвращения былого авторитета как никогда необходимо было объединение всех течений Римской церкви, но вместо этого наступает еще более тяжелый кризис, вошедший в историю под наименованием «Великий Западный раскол». Папе Григорию XII, несмотря на все его противоречивые поступки, суждено было сыграть выдающуюся роль в объединении гибнущей из-за внутренних противоречий Западной Церкви. Достигнув в итоге единства, престолу святого Петра пришлось заплатить большую цену за время междоусобиц и нестроений XIV–XV вв., оказавшимися провозвестниками грядущей Реформации, идеи которой будут уже не раз звучать в этот период.

С началом правления Бонифация VIII,[75] который был авторитарной фигурой, приходит конец светской власти папства. В лице французского короля Филиппа IV Красивого, олицетворявшего апогей развития средневековой монархии, он встретил достойного соперника. Столкновение было неизбежным, и, как оказалось, плачевным для римского престола. Независимость была потеряна, и следующему папе пришлось перенести свою резиденцию в город Авиньон. Начинается столетие так называемого Авиньонского плена, во время которого на престоле сменилось семь пап-французов. Авиньонский плен становится корнем будущего церковного раскола. Развитие коррупции и мирских страстей при дворе французских понтификов приводит к потере престижа папства.

Возвращение римских понтификов в Рим происходит при управлении западной церковью папой Григорием XI в 1376 г.[76]После его смерти 19 марта 1378 г. собирается конклав кардиналов, который под давлением римского населения выбирает папу-итальянца Урбана VI.[77] Этот папа не был склонен к диалогу, к тому же он был напористым и высокомерным человеком.[78] Не желая считаться с численным преимуществом французских кардиналов, невольно оказавшимися после возвращения в Рим в оппозиции, Урбан провоцирует конфликт, получивший название Великого Западного раскола.

Оказавшись на престоле, вместо того чтобы попробовать найти общий язык с французами, папа начинает свое правление с ряда резких мер, направленных против неитальянских кардиналов и сановников, чем дает повод для раскола Церкви. Как только у французских кардиналов появляется возможность, они покидают Рим, объявляют, что выборы папы были не каноничными, и избирают своего понтифика Климента V.[79] Происходят взаимные анафемы теперь уже двух пап, вслед за которыми Европа раскололась в зависимости от политических интересов. Стоит сказать, что к фигуре антипапы уже давно приучали некоторые из европейских монархов (Фридрих I Барбароса, Генрих IV, ФридрихII),[80] что усугубило ситуацию. В такой обстановке религиозного двоевластия, блюстителями порядка, в т. ч. и церковного, становятся светские правители. Можно сказать, что Папство само предоставило возможность государству стать над Церковью.

После начала схизмы происходит возвышение каноника венецианского кафедрального собора Анджело Коррарио (будущий папа Григорий XII). Родившийся в знатной венецианской семье и получивший отличное богословское образование, Анджело вплоть до своего избрания понтификом становится одним из самых преданных сторонников римской партии. Урбан VI назначает его в 1378 г. епископом города Кастелло, а затем в феврале 1387 г. – легатом Истрии и Далмации.[81]

После смерти Урбана VI в 1389 г. римские кардиналы сумели объединиться и, несмотря на ожидания Климента VII, отказались признать последнего законным папой, избрав на римский престол нового понтифика, взявшего имя Бонифация IX.[82] Во время его правления происходит дальнейшее возвышение епископа Анджело Коррарио. В 1390 г. указом папы он назначается латинским патриархом Константинополя, а через пять лет еще и администратором епископства Корона. Последним назначением при Бонифации для Анджело становится должность папского легата при неаполитанском короле Владиславе.[83] Бонифаций практически ничего не делал для преодоления схизмы. Через несколько лет после его избрания папой умирает Климент VII, а на его место возводится в Авиньоне Бенедикт XIII.[84]

Папа Иннокентий VII,[85] преемник Бонифация, правил немногим более двух лет и также ничего не изменил в сложившейся на Западе ситуации. После смерти Иннокентия 6 ноября 1406 г. конклав кардиналов избирает папой, назначенного последним понтификом на должность кардинала-пресвитера, восьмидесятилетнего старца Анджело Коррарио, который принимает имя Григорий XII. Особенностью проходившего конклава явилось то, что каждый кардинал перед началом заседания подписал клятву о готовности отказаться от престола с целью обретения единства Церкви при условии, что антипапа Авиньона поступит аналогичным образом. Во многом именно фактор преклонного возраста повлиял на итоговый выбор кардиналов, но во внимание не приняли то влияние, которое имели родственники нового понтифика. Несомненным представляется факт, что изначально Григорий искренне желал ликвидировать раскол и при вступлении на престол подтвердил, что выполнит необходимое условие.[86] Сразу после интронизации он отправляет письмо Бенедикту XIII, где в качестве примера приводит ветхозаветную женщину, которая на суде у царя Соломона предпочла лишиться своего дитя, чем дать позволение на его убийство.[87]

Во многом благодаря действиям Парижского университета, в Европе стала постепенно складываться благоприятная обстановка для примирения. После того как французский король становится сторонником согласия в церковном вопросе, принимается решение устроить в 1407 г. в г. Савоне встречу обоих пап. Однако вероятность этой встречи, несмотря ни на что, была достаточно низкой. Поскольку Савона находилась под влиянием французского короля, было понятно, что в случае, если в этом городе состоится встреча пап, а затем и выборы нового понтифика, последний, скорее всего, будет ставленником французского монарха, чего не мог допустить неаполитанский правитель Владислав.[88] Многие также не верили в готовность Бенедикта отречься, зная о том, что он делал такие заявления под давлением своих кардиналов и короля. В итоге из-за взаимного напряжения и интриг встреча в Савоне так и не состоялось.

После провала предполагавшегося диалога между папами Григорий начинает постепенно менять свой взгляд на вопрос об отречении. Как уже упоминалось выше, не последнюю роль в этом играли родственники римского папы, а именно, его племянники и архиепископ Джованни Доминичи.[89] Средневековый историк и сторонник единства католической церкви Дитрих Ньемский сатирически изображает архиепископа Джованни в своем произведении, написанном в форме письма от дьявола к архиепископу. В нем изображаются интриги, которые окружали двор Григория, и в конце концов дьявол убеждает Джованни продолжать оставаться в оппозиции сторонникам отречения папы.[90]

В это же время при поддержке влиятельного кардинала Франческо Забареллы и теологов Парижского университета выдвигается идея созыва Вселенского собора для преодоления сложившегося кризиса. Из-за нерешительных действий пап соборное движение стало стремительно расширяться и к нему примыкало все больше и больше сторонников противоборствующих партий. В апреле 1408 г. папа Григорий XII попадает в зависимость короля Владислава, который ввел свою армию в Папскую область. Под влиянием Владислава Григорий запрещает своим сторонникам вести переговоры с кардиналами Бенедикта XIII и вопреки одному из условий клятвы при вступлении на престол назначает двух новых кардиналов. В ответ Бенедикт, не назначавший кардиналов с 1397 г.,[91] также начинает возводить своих сторонников в кардинальское достоинство. Все это приводит к окончательному расколу внутри обеих противоборствующих партий. Григория покидают семь кардиналов, а Бенедикта – шесть. Эти кардиналы переезжают в Пизу, где 25 марта 1409 г. открывается собор.

Папы Григорий и Бенедикт заранее прокляли тех, кто явится в Пизу,[92] но их авторитет был уже слишком слаб. Всего в Пизу съехалось 25 кардиналов и около 100 епископов.[93] На 15-м заседании 5 июня 1409 г. Пизанский собор низлагает обоих пап и избирает на престол нового, уже одновременно третьего папу, Александра V. При своем избрании Александр поклялся, что не распустит собор, но не сдержал своего слова и под предлогом подготовки к Вселенскому собору через три года распускает Пизанское совещание. Григорий XII, как и Бенедикт, отказывается признавать постановления Пизанского собора и в ответ проводит свой собор в Чивидале-дель-Фриули, на котором объявляет Бенедикта и Александра схизматиками, но при этом заявляет о готовности отречься в случае, если и другие двое пап пойдут на такой шаг.

Через несколько месяцев скончался папа Александр V и на его место возводится Иоанн XXIII. Существует мнение, что папа Иоанн был «моральным монстром», но такой образ создали ему его противники.[94] Скорее он был яркой светской личностью, которая не хотела расставаться с достигнутым положением. Когда становится понятно, что от Иоанна XXIII нельзя дождаться серьезных действий для обретения единства, взоры сторонников объединения направляются в сторону короля Сигизмунда.[95]

Сигизмунд берется за ликвидацию раскола. Подвигло его к этому, с одной стороны, желание стать императором Священной Римской империи, о чем нельзя было мечтать, пока не восстановлено церковное единство;[96] с другой стороны, король Германии одним из первых понял всю опасность нарастающего в Европе национально-религиозного движения, угрожавшего всему феодальному строю.[97]

Удача была на стороне Сигизмунда. Папы Григорий и Бенедикт постепенно теряют свое влияние в Европе, и даже неаполитанский король Владислав в 1412 г. признает Иоанна XXIII законным понтификом.[98] Но в июне 1413 г. Владислав вынуждает Иоанна XXIII покинуть Пизу и искать убежища во Флоренции, где его приняли далеко не радушно. Иоанну срочно нужен был влиятельный покровитель, которым и становится Сигизмунд. 9 декабря 1413 г. папе Иоанну III ничего не оставалось делать, как только издать буллу, подтверждающую произнесенный еще в конце октября призыв Сигизмунда к созыву Вселенского собора в Констанце.[99]Согласно булле папы первым пунктом на повестке собора стояло преодоление «Великого раскола».[100] 5 ноября 1414 г. Папа Иоанн XXIII торжественно открыл собор, объявив его продолжением совещания в Пизе. Судя по всему, Иоанн еще надеялся быть признанным единственным законным папой, но эти надежды не оправдались. Подавляющее большинство членов собора решило, что единства удастся достигнуть только в результате отречения всех трех пап. Одновременно Сигизмунд и собор признали правомочными папскими легатами представителей Григория и Бенедикта, прибывших на собор.

Когда участники собора стали настойчиво требовать от Иоанна отречения, последний предпринял решающую попытку развалить совещание и 20 марта 1415 г. совершил побег из Констанца. Последствия этого побега действительно чуть было не разрушили все дело. Сигизмунду стоило немалых трудов удержать участников собора в Констанце. Негативным для последующей истории католичества аспектом, последовавшим за побегом папы, становится торжество конциляризма[101] как соборной идеи. 6 апреля 1415 г. собор провозглашает декрет о том, что именно он теперь представляет собой всю полноту Вселенской Церкви и, соответственно, стоит выше папы.[102] 20 мая участники Констанцского собора низлагают Иоанна XXIII, что автоматически сводит на нет всю работу Пизанского собора и делает нелогичным отлучение на нем пап Григория и Бенедикта. Судя по всему, должны были состояться новые выборы папы, но такой шаг вряд ли бы продвинул дело единения вперед. В результате Констанцский собор оказался в крайне затруднительном положении.

В этот тяжелый для собора момент ситуацию разрешает папа Григорий XII, проведший 20 июля 1415 г.[103] последнюю консисторию, на которой отрекся от римского престола, сложил с себя знаки папской власти и, облачившись в одеяние кардинала, отправил всех своих сторонников в Констанц.[104]

Важное значение для папской власти имело то, каким образом отрекся от престола Григорий. Отречение можно было рассматривать только как несущественную уступку со стороны папы заседавшим епископам. Григорий в качестве единственного законного папы посылает своего официального представителя Карла Малатесту в Констанц, где собрались якобы повинующиеся Григорию прелаты. По прибытии сторонников папы в Констанц зачитывается булла, открывающая с разрешения Григория Констанцский собор (к тому моменту уже заседавший около года), и участники торжественно признают это открытие. После этого Карл Малатеста официально информирует теперь уже собранный папой собор об отречении понтифика. И только после всего перечисленного выше собор принимает законный статус. Канонист рассказывает о деяниях Констанцского собора следующим образом: «Даже если признать тот факт, что созыв и санкционирование Григорием собора было не более чем соблюдением формальности, именно эта формальность становится той ценой, за которую он мог предложить собственное отречение. Не много ни мало это означало, что собор должен был признать его единственным законным Папой и, соответственно, осознать собственную легитимность только с момента этого признания. В итоге все предыдущие акты (особенно касающиеся 4 и 5 сессии), лишились своей общецерковной значимости. Также признание Григория Папой необходимо влекло за собой, с одной стороны, признание законности понтификата его предшественников Иннокентия VII, Бонифация IX и Урбана VI, а с другой стороны, отказ в этой самой законности Клименту VII и Бенедикту XIII».[105]

Бенедикт XIII больше не мог играть значимой роли, т. к. был покинут сторонниками, низложен и отлучен от Церкви. Не было препятствий к выбору нового понтифика, которым 11 ноября 1417 г. становится авторитетный римский кардинал Отто Колонна, взявший имя Мартин V. Григорий же становится кардинал-епископом Порто, оставаясь при этом пожизненным легатом Анконской Марки и деканом коллегии кардиналов с почетным правом занимать второе место после папы на официальных церемониях.[106] Скончался бывший понтифик через год в Реканати. Последними словами Григория перед смертью были: «Я не понимал мира, а мир не понимал меня».

[75] Бонифаций VIII – папа римский с 24 декабря 1294 г. по 11 октября 1303 г.

[76]Григорий XI — папа римский с 30 декабря 1370 г. по 27 марта 1378 г.

[77] Урбан VI — папа римский с 8 апреля 1378 г. по 15 октября 1389 г.

[78] Гергей Е.История папства. М., Республика, 1996, с. 179

[79] Климент V– папа римский с 5 июня 1305 г. по 20 апреля 1314 г.

[80] Йозеф Лортц. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Древность и средние века. М., 1999. URL:http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/church_history/index.htm

[81] J. M. Muldoon, Gregory XII, Pope // New Catholic Encyclopedia, 2nd ed., 6 vol. Fri-Hoh, p. 500; А. Г. Крысов, Григорий XII // Православная Энциклопедия (электронная версия). URL:http://www.pravenc.ru/text/166769.html

[82] Бонифаций IX – папа римский с 2 ноября 1389 г. по 1 октября 1404 г.

[83] Владислав I Дураццо – король Неаполя с 1386 г., последний мужской представитель Анжуйской династии.

[84] Бенедикт VIII — папа римский с 29 мая 1724 г. по 21 февраля 1730 г.

[85] Иннокентий VII – папа римский с 17 октября 1404 г. по 6 ноября 1406 г.

[86] Гергей Е.История папства. М., Республика, 1996, с. 182

[87] Dr. L. Pastor, The History Of The Popes From The Close Of The Middle Ages. Drawn From The Secret Archives Of The Vatican And Other Original Sources. Vol. I. John Hodges, London, 1891, p. 175

[88] M. Creighton,A History of The Papacy From The Great Schism to The Sack Of Rome. URL:http://www.cristoraul.com/ENGLISH/History-of-the-Popes/Creighton-A-HISTORY-OF-THE-PAPACY/Creighton-Door.html

[89] Dr. L. Pastor, The History Of The Popes From The Close Of The Middle Ages. Drawn From The Secret Archives Of The Vatican And Other Original Sources. Vol. I. John Hodges, London, 1891, p. 175

[90] Там же

[91] А. Г. Крысов, Григорий XII // Православная Энциклопедия (электронная версия). URL:http://www.pravenc.ru/text/166769.html

[92] Лозинский С. Г. История папства. 3-е издание. М., Политиздат, 1986, с. 185

[93] Гергей Е.История папства. М., Республика, 1996, с. 183

[94] Dr. L. Pastor, The History Of The Popes From The Close Of The Middle Ages. Drawn From The Secret Archives Of The Vatican And Other Original Sources. Vol. I. John Hodges, London, 1891, p. 191

[95] Сигизмунд I Люксембург – король Германии, король Венгрии, с 1433 г., в течение 4 лет, император Священной Римской империи. Последний император из рода Люксембургов.

[96] Dr. L. Pastor, The History Of The Popes From The Close Of The Middle Ages. Drawn From The Secret Archives Of The Vatican And Other Original Sources. Vol. I. John Hodges, London, 1891, p. 191

[97] Гергей Е.История папства. М., Республика, 1996, с. 185

[98] А. Г. Крысов, Григорий XII // Православная Энциклопедия (электронная версия). URL:http://www.pravenc.ru/text/166769.html

[99] Dr. L. Pastor, The History Of The Popes From The Close Of The Middle Ages. Drawn From The Secret Archives Of The Vatican And Other Original Sources. Vol. I. John Hodges, London, 1891, p. 194

[100] Гергей Е.История папства. М., Республика, 1996, с. 186

[101] Конциляризм – тезис о верховенстве собора над папой.

[102] Этот декрет не был подписан папой Мартином V, когда он утверждал деяния собора. Тем не менее, в этом нельзя не видеть зачатков Реформации.

[103] Dr. L. Pastor, The History Of The Popes From The Close Of The Middle Ages. Drawn From The Secret Archives Of The Vatican And Other Original Sources. Vol. I. John Hodges, London, 1891, p. 200

[104] А. Г. Крысов, Григорий XII // Православная Энциклопедия (электронная версия). URL:http://www.pravenc.ru/text/166769.html

[105] «”If even we admit the proposition”, observes the Canonist from whom we have taken the above account, “that Gregory XII’s fresh convocation and authorization of the Council were a mere matter of form, this form was the price to which he attached his abdication; and it meant nothing less than that the Assembly should formally acknowledge him as the lawful Pope, and accordingly confess that its own authority dated only from that moment, and that all its previous acts — in particular those of the fourth and fifth Sessions — were devoid of all ecumenical character. The recognition of Gregory XII’s legitimacy necessarily included a similar recognition of Innocent VII, Boniface IX, and Urban VI, and the rejection of Clement VII and Benedict XIII”» – Dr. L. Pastor, The History Of The Popes From The Close Of The Middle Ages. Drawn From The Secret Archives Of The Vatican And Other Original Sources. Vol. I. John Hodges, London, 1891, p. 201

[106] А. Г. Крысов, Григорий XII // Православная Энциклопедия (электронная версия). URL:http://www.pravenc.ru/text/166769.html

 

Кафедра Церковной истории МДА


Категория: Новости и события