Меню Закрыть

Труды святителя Тихона Московского по развитию семинарского образования на Американской земле

Статья священника Ильи Письменюка, посвященная памяти святителя Тихона Московского и рассказывающая о развитии святителем духовного образования на американской земле.

Жизнь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в первую очередь, известна его Первосвятительским служением в невероятно трудные для Русской Православной Церкви и всего Российского государства времена, когда богоборческая власть всеми силами старалась вытеснить из пределов страны или в принципе уничтожить христианскую веру. Но жизненный путь Московского святителя до патриаршества был также наполнен непередаваемым стремлением послужить на любом месте и в любых обстоятельствах, какие бы Господь не уготовил будущему Патриарху. Особое же место на протяжении всей жизни святителя занимало попечение о развитии духовного образования.

После окончания Псковской духовной семинарии и Петербургской духовной академии в 1888 г. со степенью кандидата богословия на протяжении десяти лет будущий святитель нес послушания в духовных учебных заведениях. Сначала в родной для себя Псковской семинарии в качестве преподавателя основного, догматического и нравственного богословия. Там же молодой Василий Белавин принял монашество с именем Тихона (в честь свят. Тихона Задонского). В 1892 г. иеромонах Тихон был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской духовной семинарии. В 1897 г. архимандрит Тихон был хиротонисан в епископский сан, став викарием Холмско-Варшавской епархии[i].

14 сентября 1898 г.  вышло промыслительное для всей истории Православия в Америке решение – епископ Тихон (Белавин) был назначен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру:

«Государь Император, в 14-й день минувшего сентября, Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии преосвященному Алеутскому Николаю епископом Таврическим и Симферопольским, а викарию Холмско-Варшавской епархии, преосвященному Люблинскому Тихону епископом Алеутским и Аляскинским»[ii].

Начался новый период в жизни святителя, который также растянулся на целое десятилетие и был связан с миссионерским служением на Американской земле. Однако духовное образование не было забыто и даже наоборот стало одним из важнейших направлений развития епархии, с результатами которого епископ Тихон связывал будущее американского православия.

К моменту начала служения в Америке новоназначенного иерарха духовное образование находилось там если не в полном упадке, то в весьма непростом положении. Первая духовная семинария в Америке была открыта еще святителем Иннокентием (Вениаминовым) на острове Ситка в г. Новоархангельск еще в 1840 г. Однако уже в 1852 г. она была переведена в Российскую империю в г. Якутск. С тех пор более 50 лет в Америке не было ни одной духовной семинарии[iii]. А потому идея о создании в Америки своей собственной духовной школы уже в самом начале XX столетия стала одним из основных направлений трудов епископа Тихона. Еще одна причина, по которой этот вопрос так беспокоил иерарха была простой, но трудноразрешимой – нехватка священнических кадров. В 1899 г. в Америке было всего 29 приходов. К 1905 г. таковых насчитывалось уже 60. Паста превышала 50 тысяч верующих. Но на рубеже XIX-XX вв. во всей епархии не насчитывалось и 50 пресвитеров, которые физически не могли удовлетворить духовную жажду своей паствы[iv].

К началу XX столетия существовало два способа увеличения числа духовенства в Алеутской и Аляскинской епархии, преобразованной в 1900 г. в Алеутскую и Северо-Американскую кафедру. Либо пастыри назначались в Америку из России, либо выпускники американских православных школ отправлялись в империю для обучения в одной из семинарий с последующим возвращением домой[v]. Однако из-за трудностей и дороговизны обучения будущих священнослужителей в России, большинство пастырей именно назначались для служения в Америке. Такое назначение очень многих из них тяготило: в одном из отчетов за 1905 г. святитель Тихон жаловался, что назначенные в Америку священнослужители тоскуют по родине и близким, не могут принять уклад американской жизни и стремятся вернуться в родные края[vi]. В свою очередь, обучение американских юношей в России не приносило должного результата. Несколько миссионерских школ, выпускники которых отправлялись в духовные семинарии России, столкнулись со следующей проблемой. Предварительного образования, полученного в Америке, было недостаточно для поступления в семинарию и, таким образом, приходилось сначала отучить юношей в Духовном училище. Общий срок образования составлял, таким образом, не менее 8 лет, что не позволяло решать насущные потребности в пастырях на Американской земле[vii]. Все вышеизложенное и побудило святителя Тихона направить усилия к созданию собственной американской семинарии, призванной готовить поколения будущих пастырей.

В 1903 г. к тому моменту уже архиепископ Тихон (Белавин) вынес вопрос создания семинарии в качестве одного из основных на рассмотрение съезда американского духовенства, для чего создается специальная комиссия, которая в ближайшие годы собрала отзывы по данному вопросу епархиального духовенства[viii]. Спецификой американского служения епископа Тихона было его постоянное нахождение в разъездах по своей огромной епархии. Уже к 1904 г. владыка выбрал местом создания семинарии город Миннеаполис. В 1892 г. в Миннеаполисе была основана церковно-приходская школа, преобразованная в 1897 г. в распространенную в Америке форму православного образования – миссионерскую школу[ix]. Именно эта школа по замыслу святителя Тихона должна была стать основой для будущей духовной семинарии.  

29 июня 1905 г. во время закладки в Миннеаполисе нового православного храма святитель Тихон встретился с комитетом попечителей строительства и рассказал им о причинах, которые побуждали его к созданию семинарии:

«Между прочим, комитетом было высказано пожелание о том, чтобы священники сзнали английский язык, были американского воспитания, принимали участие в американской общинной жизни. Конечно, это желание в настоящем трудноисполнимо, но, даст Бог, будет в Миннеаполисе Семинария, тогда православные в С.Америке могут иметь и своих священников, знающих английский язык, знакомых с американской жизнию»[x].

1 июля 1905 г. Миннеаполисская миссионеркая школа была преобразована в духовную семинарию. 1 сентября того же года Архиерейская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Оба события были взаимосвязаны, т.к. святитель Тихон понимал, что для развития епархии и превращения ее, в некотором смысле, в полноправную епархию Русской Православной Церкви, необходимо было нахождение кафедры в центральном городе страны и наличие у епархии собственного духовного учебного заведения.

Изначально в новообразованной семинарии было всего два преподавателя. 7 августа 1906 г. архиепископ Тихон добился у Святейшего Синода назначения и.о. ректора семинарии, которым стал священник Леонтий Туркевич (в 1950-1965 гг. – первоиерарх Северо-Американской митрополии)[xi]. В первый класс семинарии могли поступать юноши не моложе 14 лет. Общежитие для семинаристов было платным[xii]. Финансирование часто брали на себя приходы, направлявшие студента на обучение. Точное число студентов, впервые поступивших в Миннеаполисскую семинарию неизвестно, но ко второму году обучения в ней числился уже 21 воспитанник[xiii]. Обучение в семинарии было трехлетним. Учебный план включал в себя следующие предметы:[xiv]

 1 класс2 классБогословский класс
1.ЛитургикаЛитургикаПрактическое руководство для сельских пастырей
2.Новый ЗаветОбщая церковная историяРусская церковная история
3.Английский языкВсеобщая (средняя) гражданская историяОбличительное богословие
4.Всеобщая (средняя) гражданская история (на англ. яз.)Ветхий ЗаветДогматическое богословие
5.Теория русской словесностиГеометрияМалорусская литература
6.ПениеПениеГомилетика
7.Славянский языкОбщерусская литератураАнглийский язык
8.АлгебраАнглийский язык 

После создания духовной школы архиепископ Тихон не оставил свое детище без личного попечения и заботы. Несмотря на необходимость регулярно объезжать свою огромную епархию, владыка стремился как можно чаще бывать в Миннеаполисе. Уже 4 сентября 1905 г. архиепископ посетил семинарию, чтобы проконтролировать начало занятий в духовной школе[xv]. В будущем владыка также старался наблюдать за образовательным процессом. Посещая семинарию, архиепископ Тихон присутствовал на занятиях, а затем уделял время личным беседам с ректором и преподавателями духовной школы, за которыми делился своим опытом и советами по совершенствованию учебной и воспитательной работы[xvi].

Уже на третий год своей работы Миннеаполисская семинария дала Американской епархии первые кадры: три старших воспитанника с сентября по март 1907 г. были посвящены в иерейский сан[xvii]. Всего же за первое десятилетие своего существования семинария подготовила около 30 священнослужителей, церковнослужителей и преподавателей[xviii]. С годами преподавание в семинарии все больше переходило на английский язык, что соответствовало задумке святителя Тихона, хотевшего видеть выпускников семинарии, готовыми к полноценной пастырской работе на Американской земле.

Интересно также упомянуть еще о двух учебных заведениях, появившихся в Америке во время святительского служения архиепископа Тихона (Белавина). В 1905 г. одним из гостей Миннеаполисской семинарии стал викарий архиепископа Тихона – епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский). Иерарх хотел узнать, насколько обучение в Миннеаполисе будет доступным для его пасты из Аляски и Алеутских островов. Однако епископ Иннокентий пришел к неутешительному выводу. Для коренных жителей Аляски обучение в Миннеаполисе стало бы весьма трудным делом, как сточки зрения финансирования, так и по причине особенностей устройства учебного процесса в семинарии, которое мало отвечало нуждам коренного населения Аляски (большинство коренного населения не знало ни русского, ни английского языков)[xix]. Все это послужило делу открытия еще одной семинарии для жителей Аляски и Алеутских островов. Это событие состоялось в сентябре 1906 г., когда начала свою работу Ситкинская семинария, основой для которых послужила созданная в 1893 г. Ситкинская миссионерская школа.

Еще одним малоизвестным в нынешнее время духовным учебным заведением Америки, созданным во время служения святителя Тихона (Белавина), стала Кливлендская бурса. Основанная в конце 1902 г., бурса представляла собой особый вид школы, в которую могли поступать дети 11-13 лет, окончившие церковно-начальные и низшие американские школы. Сама «бурса» представляла собой общежитие. В первую половину дня живущие в бурсе дети должны были посещать американские школы для получения общего образования, а во второй половине дня уже в самой бурсе изучались церковные предметы (катехизис, библейская история, церковный устав и др.). По сути, бурса стала подготовительной школой для последующего поступления в семинарию, о чем и писал в одном из своих отчетов святитель Тихон (Белавин)[xx].

Подводя итог, хотелось бы еще раз обратить внимание на удивительную глубину личности святителя Тихона Московского. Его попечение о духовном образовании на Американской земле зиждилось на понимании того факта, что будущее этой епархии будет напрямую связано с возможностью православной веры укорениться среди англоязычных жителей. Будущие же пастыри должны были обладать соответствующим уровнем знаний, которые могли бы лечь в основу их проповеднического и миссионерского служения.


[i] Вострышев М.И. Патриарх Тихон М. 2004. С. 10-14

[ii] Высочайшие повеления // ЦВ, 1898, № 40, с. 365

[iii] Колыванов Г.Е. Духовные Семинарии Русской Православной Церкви за пределами России в начале 20 века. [Электронный ресурс]. URL: http://old.mpda.ru/site_pub/82514.html (дата доступа: 06.10.2021); Шабанова Т.В. Проблемы развития православия в Северной Америке во время Архиерейского правления архиепископа Тихона (Беллавина) 1899-1906 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2011. С. 218-219.

[iv] Шабанова Т.В. Проблемы развития православия в Северной Америке во время Архиерейского правления архиепископа Тихона (Беллавина) 1899-1906 гг. С. 157.

[v] Там же.

[vi] Алеутский отчет // Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Богословский сборник. Вып. VI. С. 183.

[vii] Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М. 2012. С. 259.

[viii] Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского (1898-1907 гг.). С. 180; Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 260.

[ix] Григорьев Д., прот., Буевский А.С. Алеутская и Североамериканская епархия // Православная энциклопедия. М. 2001. Т. 2. С. 14-16.

[x] Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского (1898-1907 гг.). С. 280-281

[xi] Там же. С. 396-397.

[xii] Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 261.

[xiii] Там же. С. 262.

[xiv] Туркевич Л., свящ. К жизни Миссии / / АПВ . 1907. №12. С. 223 (приводится по: Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 262)).

[xv] Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского (1898-1907 гг.). С. 319.

[xvi] Там же. С. 392.

[xvii] Ефимов А.Б. Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. С. 278.

[xviii] Там же. С. 281.

[xix] Там же. С. 263.

[xx] Тихон, архиеп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1905 г. Открытие Семинарии и бурсы / / АПВ . 1906. № 17. С. 333.

Top