Меню Закрыть

Благовещенье Пресвятой Богородицы

Образ Благовещения Пресвятой Богородицы начала ХХ, происходящий из Центральной России,  написан  в подражание византийской иконе первой половины XIV в (см. С. 218), которая была привезена в Москву из Иерусалима и с 1887 находилась в Никольской единоверческой церкви (ныне в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).Все внимание сосредоточено на трех фиrурах: Архангела Гавриила, неожиданно проникшего из Небесного мира в человеческое жилище,  Девы Марии, чье рукоделие было прервано вторжением необычного гостя, и Ее служанки, которая в испуге спряталась за колонну, обхватив ее руками. В напряженном взаимодействии трех фигур тайна величайшего, с православной точки зрения, события, которое церковь называет «главизной» (т. е. началом) нашего спасения.

Правая рука Гавриила решительно поднята в жесте благословения: «Не бойся, Мария ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк., 1, 30-31). Служанка с тревогой и недоверием выглядывает из-за колонны. Дева Мария спокойна, на Её Лице вопрос: « Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

 По преданию, Дева Мария избрала девство, поэтому когда подросла и уже не могла жить при Иерусалимском храме, она была формально выдана замуж за престарелого родственника Иосифа, известнorо своей праведной жизнью. В каноне (стихотворном произведении) читаемом на вечернем богослужении в праздник Благовещения, дается такой вариант диалога Девы Марии и Архангела: «Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я — Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? — спрашивает Мария и добавляет: «Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и я, опасаясь падения, страшусь Твоего странного приветствия».  Гавриил же отвечает: «Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда rораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою? Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой». Как известно, диалог кончается согласием Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк., 1, 38).

Согласно «Протоевангелию Иакова», Мария была избрана в числе семи непорочных дев создавать священную завесу для Иерусалимского храма, Ей поручили прясть пурпур и багряницу, чем она занималась по шесть часов в день. За этим рукоделием и застал Ее Архангел с благой вестью. Красная нить в руках Приснодевы —  ключевая деталь в иконографии Благовещения: она символизирует, что из материнской крови Марии прядётся плоть Богомладенца Христа. А сам праздник Благовещения отстоит в церковном году от Рождества Христова ровно на девять месяцев.

Top