Меню Закрыть

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

На этой иконе Пресвятая Богородица изображена по пояс; левой рукой Она обнимает Богомладенца Христа, Который обеими Своими руками держит Ее правую руку. Изображения   Богоматери   и   Иисуса   Христа выполнены на темно-красном фоне. На Их головах — короны, украшенные жемчугом и драгоценными камнями; в полукружии около ликов Богоматери и Богомладенца — двенадцать звезд (по 6 с каждой стороны). По мнению исследователя Т. М. Богословского, звезды на иконе «даны как символы полноты благодати и напоминание величавости церковных песнопений, по которым Владычица Небесная есть Звезда, являющая Солнце».

Кем и когда было сделано такое изображение Пресвятой Богородицы, а также где впервые появилась эта икона — неизвестно. Но считается, что основанием для изображения Царицы Небесной в таком виде послужили слова из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая». Есть сведения, что икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» когда-то находилась в Черниговской епархии на Украине — в усадьбе Ярославец, принадлежавшей В. А. Кочубею, оклеветанному гетманом И. С. Мазепой.

Прославление иконы Божией Матери «Споручница грешных» впервые произошло в 1844 г. в Николаевско-Одрином монастыре Орловской епархии. Однако еще за год до этого многим жителям города Карачева в сновидениях было открыто, что находящаяся в монастырской часовне икона является чудотворной. В монастыре святыня долгое время оставалась в неизвестности и даже небрежении: она стояла между ветхими иконами в обветшавшей часовне, располагавшейся за монастырскими воротами, и до того потускнела и покрылась пылью, что невозможно было прочитать на ней надписи.

            Летом 1844 г. в Одрин  монастырь приехала купечес­кая жена Александра Почепина с двухлетним сыном Тимо­феем, который страдал такими тяжелыми припадками, что ему не могли помочь никакие медицинские средства. Мать просила монахов отслужить молебен перед образом Богоматери «Споручницы грешных». Это несколько удиви­ло иноков, т. к. к ним уже давно никто не обращался с по­добными просьбами. В монастыре пребывали прославленные святыни (икона Николая Чудотворца и образ Божией Матери «Утоли моя печали»), именно к ним и шло множест­во богомольцев. Вряд ли кто из них обращал внимание на всеми забытую икону, но купеческая вдова объяснила, что об этом образе ей было открыто во сне.

            Молебен отслужили, ребенок, которого припадки одо­левали иногда по 6 раз в день, выздоровел, и икону перенесли в монастырскую церковь, тщательно промыли и прочитали на полях чудотворного образа следующую надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну, Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну, да и тии, иже радость выну Мне при­носят и радоватися вечно чрез Меня испросят».

            После первого исцеления от образа Пресвятой Богороди­цы последовали другие чудеса и знамения, и с тех пор икона Бо­жией Матери «Споручница грешных» стала называться чудо­творной.

            В 1846 г. один монах из Одрина монастыря был послан в Москву для сооружения ризы на чудотворную икону и сбо­ра добровольных пожертвований для обители. В Москве монаха приютил подполковник Д.Н. Бонческул, которому по­том в благодарность прислали из монастыря сделанный на ли­повой доске список с чудотворного образа — в  том же виде и в тех же размерах (10×8 вершков). Получив образ, подпол­ковник освятил его и поставил вместе с другими иконами в до­машнем иконостасе. Прослышав о чудотворной иконе, сюда стали стекаться многие больные, которые после молитв перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы по вере своей получали исцеление. А в 1848 г., в светлый лень Пасхи Хри­стовой, полковник заметил, что по иконе мелькает необыкно­венный блеск и стекают капли маслянистой влаги; ею стали помазывать недужных, и они тоже исцелялись.

            Д. Н. Бонческул хотел пожертвовать икону иеромонаху Феодосию, незадолго перед тем прибывшему в его дом из Пронского Спасского монастыря Рязанской губернии. Но ие­ромонах ответил, что Господь Сам укажет, куда отдать чудо­творный образ. И 30 мая 1848 г. Д. Н. Бонческул передал икону в приходскую церковь Николая Чудотворца, что в Хамовни­ках, где ее поместили на аналое близ клироса. Вначале никаких изменений на иконе не замечали, и масляная жидкость на ней тоже не появлялась. Но вскоре в алтаре той церкви, на горнем месте перед престолом, стали происходить необычные явления света в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и это чудо ви­дели многие через окно в алтаре.

            По случаю необыкновенных явлений в церкви Николая Чудотворца и днем, и ночью было множество народа. Поли­ция, правда, решила, что свет появляется в алтаре от лампады, горевшей перед иконой: падая на окно прямо против горнего места, этот свет отражался на оконном стекле и производил разные цвета. По требованию полиции окно было открыто, лампада погашена, но явления света продолжались до 10 ию­ня; елей же истекал с иконы и после этого дня. Дьякон, сто­явший возле чудотворной иконы, отирал целебную влагу хлопчатной тканью и раздавал ее народу.

            В июле М. П. Ушакова, капитанская жена, была в церкви Николая Чудотворца и увидела, что икона живописная, а не древнего письма. Усомнившись, что от иконы могут исходить чудеса, она все же взяла масла из лампады. Дома с ней сделались страшные припадки, которые продолжались целых 5 часов. Тогда женщина выпила масла, взято­го из церковной лампады, потом намазала себя им и стала мысленно молиться Пресвятой Богородице и просить про­щения, что согрешила неверием. Царица Небесная услыша­ла молитвы рабы Своей и послала ей сначала облегчение, а потом и полное исцеление от болезни.

Прославился чудотворный образ Пресвятой Богородицы и избавлением от холеры в 1848 г. Д. И. Черняев, поручик Уг­личского егерского полка, так сильно заболел, что все его тело почернело и доктора ничего не могли сделать. Оставив все ле­карства, он стал пить только святую воду и обтирать себя еле­ем от иконы и вскоре выздоровел.

            Егор Куренков, крестьянин подмосковного села Коло­менское, хоть и исповедовал православие, но в душе посто­янно мучился тяжкими сомнениями относительно веры. Ища им разрешения, он даже ходил в раскольничьи скиты и слободы: посещал и святые места Киева и Соловецких ос­тровов, где наслаждался беседами с отшельниками о вере и благочестии, но искренно увериться не мог, пока сам Гос­подь не вразумил его.

Однажды в жаркий летний день, когда все ушли с ого­рода на обед, его сын Семен не пошел вместе со всеми, а лег на сено в сарае. После обеда все заметили перемену в его ли­це и не стали звать на работу; вечером нашли его в прежнем состоянии и перенесли из сарая в дом, и с того момента Се­мен на некоторое время впал в летаргический сон. А когда проснулся, то на все смотрел, не понимая: глаза были неподвижны, на зов он не откликался и сам ничего не говорил, а когда хо­тели накормить его, то не могли разжать ему рот. Так продолжа­лось трое суток; не привел больного в чувство и приехавший в деревню священник, но посоветовал отвез­ти его к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». Семена положили на телегу и в церковь Николая Чудотворца с ним отправились отец и мать. В церкви больного под руки подвели к аналою, где лежал чудотворный образ; мать взяла руку сына сложи­ла пальцы в крестное знамение и перекрестила больного его же рукой. Он без всяких признаков сознания прикоснулся к иконе, а когда второй раз хотели его перекрестить, он вдруг громко крикнул: «Я здоров!» — и сам перекрестился.

После литургии ,отслужив благодарственный моле­бен, все, счастливые, вернулись домой, к удивлению и радости родных и знакомых: утром почти мертвого Семена увезли в церковь, а к полудню привезли совершенно здорового — он даже сам лошадьми правил. После такой милости Божьей отец  Семена сделал список с чудотворной иконы, которая всех исцелила от неверия. В память этого чуда все семейст­во дало обет всегда почитать воскресенье и не ездить в этот день на рынок ни с каким товаром.

В настоящее время чудотворный образ Пресвятой Бого­родицы «Споручница грешных» помещен в церкви Николая Чу­дотворца в отдельном киоте  —  в иконостасе северного придела.

Top