ХРАМ

ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОМ Г. МОСКВЫ

ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Поиск

Адрес: Мичуринский проспект, 68
+7 (925) 445-40-03
Святой Георгий Победоносец
Опубликовано: 02.04.2016

В «Житии» святого Георгия рассказывается, что он родился в Каппадокии (восточной части Малой Азии) , в семье богатых и благочестивых родителей, глубоко верующих христиан, а отец его в свое время принял мученическую смерть за веру Христову. После кончины мужа мать святого Георгия переселилась в Палестину, где у неё было много наследственного имущества. Подросший юноша овладел воинским искусством и поступил на службу в римское войско. Римский император Диоклетиан за храбрость и мужество сделал его комитом – одним из старших начальников в его страже. Двадцатилетнего Георгия не радовали воинские почести и награды, ибо император-язычник, почитавший выше всех богов Аполлона, готовился воздвигнуть гонение на христиан.

Однажды, вопросив о чём-то статую Аполлона, Диоклетиан получил от беса, находившегося в ней, ответ: «Не могу я предвозвещать будущего, потому что препятствуют мне живущие на земле праведные люди, и через них исходит поневоле ложь от капищных треножников; праведные уничтожают силу нашу». И в 303 году император, по внушению Максимиана Галерия – своего соправителя и полководца – издал четыре закона против христиан. Они предписывали разрушать христианские храмы, сжигать священные книги христиан, а их самих лишать гражданских прав и должностей. Оказывавших сопротивление христиан сжигали самих: однажды в праздник Рождества Христова в Никомидийском храме было сожжено 20000 человек и сам храм разрушен до основания. Вину за это злодейство возложили на христиан Никомидии, выставив их бунтовщиками, замыслившими убийство императора. Священников, как зачинщиков мятежа, Галерий приказал бросить в темницы, а христиан мучить и заставлять поклоняться идолам.

Из Никомидии гонения распространились на христиан Египта, Финикии, Сирии, Палестины, Фракии и других стран. Вся Римская империя (кроме Галлии) обагрилась кровью мучеников за Христа. Злоба язычников не знала предела. Лактаций в своём сочинении «О смерти гонителей церкви» писал: «Если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить все роды мучений, претерпленных верующими… Свирепость мучителей доходила до такой степени, что они лечили изувеченных, чтобы снова их мучить».

Христианская кровь лилась рекой, и в числе мучеников за веру первым стоит святой Георгий Победоносец.
Узнав о воздвигнутых на христиан гонениях, он раздал всё своё имущество бедным, а потом явился на собрание к императору и твёрдо проговорил: «Долго ли тебе, о царь, и вам – князья и советники – воздвигать гонения на христиан? Вы, поставленные для законного правления народом и призванные судить по правде, вы… составили законы беззаконные и издали жестокие определения против невинных и добродетельных. Вы хотите гонениями и муками заставить согласиться с вашим безумием тех людей, которые просвещены познанием истинного Бога. Ваши идолы – не боги… Не заблуждайтесь, вы обмануты. Иисус Христос есть истинный Бог, единый Он есть Господь во славе Бога Отца. Им сотворено всё и Духом Его Святым всё содержится. Или вы сами познаете истину и научитесь благочестию, или не смущайте вашим безумием тех, которые в правоте благочестно служат истинному Богу».

Диоклетиан был поражён словами Георгия, как громом. Он приказал проконсулу Магнентию допросить его и вновь услышал такой ответ: «Да, я - раб Христа, Бога моего, и уповая на Него, добровольно предстал перед вами, чтобы засвидетельствовать истину». Придя в себя от удивления, император обещал простить Георгия и даже щедро наградить, если тот принесёт жертву отеческим богам. Но святой отвечал: «Никакое обещание земной славы не уменьшит моей любви к Богу – истинному и вечному. Никакая мука не устрашит души моей и не поколеблет моего ума».

Тогда святого Георгия копьями изгнали из собрания и бросили в темницу, забив ему ноги в колодки, а на грудь положили огромный камень, не дававший ему пошевелиться. На другое утро, призвав его к себе, император спросил: «Не раскаялся ли ты, Георгий? Или всё ещё остаёшься непокорным?» Измученный тяжестью давившего на него камня Георгий с трудом ответил: «Ужели, государь, ты думаешь, увидев меня в таком изнеможении, что я откажусь от веры моей?» - «Слаб и немощен твой Распятый, не может Он быть Богом» , - рассмеялся Диоклетиан и приказал подвергнуть юношу жестоким мучениям, чтобы уличить в бессилии его Бога.

Георгия привязали к колесу, утыканному острыми копьями различной формы, колесо стало быстро вращаться и рвать на части его тело. Думая, что, не выдержав пытки, мученик умер, император поспешил принести жертву Аполлону, но вдруг небо покрыли густые облака, грянул сильный гром, и многие услышали голос сверху: «Не бойся, Георгий, с тобою есмь». Вслед за этим воссиял необычный свет , и ангел Божий в образе прекрасного юноши явился у пыточного колеса, обагрённого кровью мученика. Возложив руку на Георгия, он сказал ему: «Радуйся!» - и никто не смел приблизиться к колесу, пока ангел был рядом. А когда небесный посланник стал невидим, исцелённый от ран и освобождённый от уз Георгий сам сошёл с колеса и предстал перед всеми в полном здравии. Затем он вслед за воинами сам пошёл в капище Аполлона показаться Диоклетиану, который не поверил глазам своим. Два претора, Анатолий и Протолеон, увидев столь поразительное чудо, совершенно утвердились в вере Христовой, воскликнув: «Един есть Бог великий и истинный, Бог христианский», многие другие, уверовав тогда же во Христа, утаили свою веру из-за страха мучений.

Император повелел бросить святого Георгия в ров с негашёной известью, зарыть и продержать три дня, а святой Георгий, помолившись и оградив себя крестным знамением, спокойно вошёл в приготовленную страшную могилу. Через три дня Диоклетиан приказал выбросить из неё кости мученика, будучи уверенным, что его сожгла известь. Когда известь разгребли, нашли в яме Георгия живым, здоровым и освобождённым от верёвок. Видевшие это чудо ужаснулись и воскликнули: «Велик Бог Георгиев!»

Много ещё лютых страданий перенёс святой Георгий, не переставая восхвалять Бога и не теряя присутствия духа, что приводило императора в великое изумление. «Ожесточённые мучители били святого страдальца воловьими жилами, заставляли бегать в сапогах с острыми гвоздями внутри… Святой мученик всё терпеливо перенёс, и мучитель в бессильной ярости приказал его усекнуть»: 23 апреля 303 года святому Георгию отсекли голову. Но перед смертью ему явился Сам Господь и сказал: «Не бойся, но дерзай, сподобишься царствовать со Мною». И мученик прошептал мучителям спёкшимися губами: «И если спросите меня, что есть истина, отвечу: истина есть Христос, гонимый всеми».

Ещё при жизни святой Георгий завещал похоронить себя в Палестине, и верный слуга исполнил волю своего господина. Он выпросил тело святого мученика и похоронил его в городе Рамла, где гробница святого прославилась многими чудесами. При императоре Константине Великом гробница была перенесена в Лидду – в великолепный храм, устроенный в его честь. Глава Георгия Победоносца почивает в Риме, в церкви его имени.

Святого Георгия за мужественно перенесённые им страдания и за одержанную над мучителями славную победу, а также за чудесную помощь, оказываемую им людям, находящимся в опасности, святая церковь назвала Победоносцем. Прошло 17 столетий со дня казни святого мученика, но историческая слава его нисколько не поблекла. Святой Георгий почитается у многих народ лишь с некоторыми вариациями имени: в Германии он - Иорген, в Чехии – Иржи. Со времён Ричарда Львиное Сердце он является покровителем Англии. (Образ святого Георгия вошёл и в мусульманские предания. В легендах мусульмане называют его Джирджисом).

Страной святого Георгия считает себя Грузия. Ещё в 342 году царь Мириан над могилой святой равноапостольной Нины (в Бодби), по отцу своему Завулону – племянницы святого великомученика, возвёл первый храм, освящённый во имя святого Георгия. Тринадцать царей Грузии (1014 – 1801) носили имя Георгий, и изображение святого внесено в государственный герб Грузии.

В память святого Георгия Победоносца пишутся иконы, но на старинных образцах он изображался без копья и змея. Только после крестовых походов святого воина стали изображать убтвающим змея – на коне и с копьём.

На Руси особой популярностью пользовались многочисленные «духовные стихи» о святом Георгии и его мученичестве. Широко известна христианская легенда «Чудо Георгия о змие», согласно которой в большом озере около города Берит, располагавшемся у подножия Ливанских гор, поселился «змий», наводивший ужас на жителей окрестностей. Выходя из воды, он набрасывался на людей и пожирал их. Много раз вооружались против него местные жители, но победить не могли. Когда змий приближался к городу, его ядовитое дыхание отравляло воздух, отчего возникали заразные болезни.
Жители обратились к правителю города, но тот сказал, что они должны будут по очереди отдавать в жертву чудовищу своих детей. Каждый день очередную жертву одевали в лучшие одежды и с горькими рыданиями провожали к берегу, куда змей приползал за своей добычей.

Наконец пришла очередь дочери правителя – прекрасной Елисавы. В слезах сидела она на камне у дороги, по которой проходил святой Георгий. Увидев приближающегося змия, он отложил в сторону своё оружие, стал горячо молиться и молитвой одолел страшное чудовище, доказав, что слово Божие сильнее меча. Укрощённый молитвенным словом, дракон лёг у ног святого Георгия, а Елисава сплела из своего пояса поводок, накинула его на змея и повела его в город, как «послушнейшего пса». Увидев это дивное чудо, горожане во главе с правителем , бывшие до того времени язычниками, согласились выслушать проповедь святого Георгия о Спасителе и приняли крещение.

Начиная с XIII века, боевые знамёна русского воинства всегда были осенены православной символикой и ликами святых. Уже первые киевские князья много способствовали утверждению культа Георгия Победоносца и как небесного покровителя княжеской власти, и как небесного устроителя всей «светлоукрашенной» Русской земли. В 1030 году после победы над чудью князь Ярослав мудрый основал в Новгороде, возможно, первый в Русской земле Георгиевский (Юрьев) монастырь и город Юрьв, а в 1051-1053 гг. – первый каменный храм во имя святого Георгия в Киеве. В день освящения храма (26 ноября) Ярослав Мудрый «заповеда по всей России творити праздник святого Георгия» - так называемый «зимний Юрьев день». Тогда же изображения святого Георгия появляются на княжеских печатях и монетах.
В Пскове тоже почитали святого Георгия как одного из самых могущественных заступников небесных. Несколько позднее, уже при московском князе Дмитрии Донском святой мученик начинает восприниматься как первейший покровитель Москвы и всего княжества Московского. (Официально трактовка на московском гербе всадника, поражающего копьём змея, как Георгия Победоносца была признана в 1730 году).

Но если для князей Георгий Победоносец оставался преимущественно воином, то для простых крестьян праздники в честь святого являлись своего рода вехами в их земледельческом труде. Так, на «весеннего Георгия» в первый раз выгоняли в поле скотину, а многие женщины в этот день расстилали по земле вытканные за зиму холсты, чтобы в них собралась первая «юрьева роса». Потом холсты выжимали, а собранной росой лечили больные части тела, особенно глаза. Святой Георгий почитался и скотоводами как охранитель домашних животных от волков; его даже нередко называли «волчьим пастухом».

С XV – XVI вв. образ Георгия Победоносца стал всё чаще выступать как общенациональный символ – сначала московской, а потом и всероссийской государственности.

6 мая (23 апреля) День памяти великомученика Георгия Победоносца

16 ноября (3 ноября) Освящение храма святого Георгия в Лидде

23 ноября (10 ноября) Колесование великомученика Георгия (грузинское празднование)

9 декабря (26 ноября) Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве 1051 г.

Кондак Георгию Победоносцу. Глас 4

"Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе:
сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси:
и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение."


Категория: Прихожанину на заметку