Меню Закрыть

Икона Божией Матери «Троеручица»

История этой иконы связана с византийским философом Иоанном Дамаскиным, поэтому мы хотим напомнить читателю некоторые вехи из его жизни. Он родился около 646г. В городе Дамаске, откуда и произошло его прозвище. За красноречие же его называли Хризороем, что означает «золотая струя». Отец Иоанна Дамаскина, Сергий, в царствование халифа Абдуль-Мелека занимал одну из важнейших государственных должностей и, обладая немалым влиянием, много помогал своим единоверцам-христианам. После смерти отца Иоанн, получивший прекрасное образование, тоже вступил на общественное поприще и в свою очередь заслужил милость халифа. Выгоды своего положения он тоже старался употреблять на пользу христианам.

В 730 году греческий император Лев Исавр издал эдикт, запрещавший иконопочитание. Греческое духовенство, учёные и народ открыто возмутились против этого. Но в результате Константинопольский патриарх был изгнан из отечества, школы уничтожены, богатейшая библиотека Константинополя сожжена вместе с работавшими в ней учёными. Те, кто оставался верен христианству, подверглись мучениям и казням.

В это тяжёлое время святой Иоанн Дамаскин встал на защиту веры в Спасителя мира и прекрасно раскрыл на основе Священного Писания церковный догмат иконопочитания: «В древности, Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался; теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, изображаем видимое Бога… Икона есть напоминание… Мы мысленно соединяемся с ней. И через то освящаем свои чувства: мы видим образ нашего Владыки и освящаемся через Него».

Перед ясностью слов Иоанна Дамаскина сами собой рассыпались все возражения иконоборцев. Но если для одних его доводы служили утешением и ободрением, то для других они были язвительными стрелами. И вместо того чтобы вразумиться, они ожесточились и стали яростно преследовать его, стараясь всеми средствами заставить его замолчать. А под конец пустили в ход клевету…

Император Лев Исавр послал «дружеское» письмо халифу Дамаска, в котором под видом искреннего участия указывал на Иоанна Дамаскина как на опасного заговорщика и изменника. Он писал, что Иоанн давно предлагал ему взять Дамаск, охраняемый небольшим гарнизоном, и убеждал в письме поскорее прислать войска для захвата города. Но он, император, отказывается от такого вероломного предложения, дабы сохранить мир и дружеские отношения с халифом Дамаска.

Разгневанный халиф повелел отрубить Иоанну Дамаскину руку, писавшую предательское письмо, и повесить её на городской площади в назидание другим. К вечеру дня совершения наказания, когда гнев халифа немного утих, Иоанн стал через друзей ходатайствовать: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Халиф сжалился и повелел возвратить Иоанну Дамаскину отсечённую кисть руки.

Наступила ночь, святой Иоанн закрылся в своей комнате, упал пред образом Пресвятой Богородицы и, приложив отсечённую руку к суставу, стал со слезами молиться об исцелении. После долгой молитвы он задремал и во сне увидел Божию Матерь, Которая смотрела на него светло и милостиво.
— Вот твоя рука теперь здорова, — сказала Она, — не скорби более и исполни то, что обещал мне в молитве твоей.

Проснувшись, Иоанн увидел руку свою здоровой, только как свидетельство бывшего усечения на ней остался след в виде кровавой нити. В благодарность за чудесное исцеление он сделал из серебра кисть руки и приложил её к иконе своей Заступницы, отчего икону впоследствии стали называть «Троеручица».

Чудесное исцеление руки Иоанна Богослова поразило всех в Дамаске, и халиф, убедившись в его невиновности, возвратил ему свою прежнюю дружбу. Но Иоанн желал исполнить обет, данный Пресвятой Богородице, и решил всего себя посвятить служению православной церкви. Издавна помышлявший о монашеской жизни, он отрёкся от мира и несмотря на просьбы халифа, желавшего загладить свою вину новыми милостями, оставил двор его и свою родину. Раздав имение своё церквам, родственникам и бедным и отпустив рабов на волю, Иоанн отправился с учеником своим и другом Космой сначала в Иерусалим для поклонения святым местам, а потом в Лавру Саввы Освященного.

Образ Богоматери «Троеручица» был постоянно при нём, а после его смерти (около 780г.) перешёл в собственность Лавры, где и находился до 1222г. В этот год в Иерусалим прибыл святой Савва для своего посвящения в сан архиепископа Сербского от патриарха Гермогена. На обратном пути из Иерусалима братия по особому благоволению Богоматери поднесла святому Савве икону Троеручицы, которую тот и перенёс в Сербию.

В конце XVI в. Сербия подверглась нападению турок, и благочестивые жители, желая сохранить икону от уничтожения, поручили её заступничеству Самой Царицы Небесной. По преданию, они положили чудотворную икону на осла и пустили его идти на произвол, а сами наблюдали за ним издали. Животное направилось к Афонской горе, пришло к Хилендарскому монастырю и остановилось пред его вратами. Хилендарские монахи с великой радостью приняли святыню и поставили её в алтаре соборного храма. Там она находилась до смерти последнего игумена обители…

Приступив к избранию нового настоятеля, братия никак не могла прийти к общему выбору, и между монахами начались ссоры и смуты. Однажды собрались они, как обычно, к утреннему богослужению и увидели, что икона стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Иноки перенесли её на прежнее место, но образ каждый раз возвращался на игуменское место несмотря на то, что двери церкви опечатывали. И однажды во сне Пресвятая Богородица объявила Свою волю одному затворнику, известному святостью жизни: Она Сама хочет занять это место Своим образом и Сама будет управлять монастырём. С той поры святая икона Божией Матери Троеручица всегда пребывает на игуменском месте в знак того, что настоятельницей монастыря является Пресвятая Богородица. И с той поры не бывает в Хилендарском монастыре игумена, а только наместник, ведающий монастырскими делами.
Божия Матерь хранила Хилендарскую обитель от турок, которые часто совершали набеги на афонские монастыри. Нападавшие не раз видели таинственную Жену, Которая обходила дозором вокруг стен обители, охраняя монахов.

По существующему на Афоне уставу экклесиархи, надев мантию, подходят к иконе Троеручицы, кладут перед ней два земных поклона с крестным знамением и целуют Её руку, а потом как перед настоятелем кланяются до земли – но уже без крестного знамения.

Из Хилендарского монастыря верный список с иконы Троеручицы в июне 1661г. Был принесён в Москву патриарху Никону, который поставил его в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме.

О написании этого списка существует следующее предание:

Один иконописец Хилендарского монастыря, желая написать икону Божией Матери, очертил изображение мелом. Выйдя из кельи и вскоре снова вернувшись, он увидел очертание третьей руки. Решив, что над ним подшутил кто-то из братии, он с гневом стёр очертание, но ночью оно снова появилось, и так повторялось несколько раз. Наконец иконописцу был глас: «Не дерзай стирать третьей руки, на то Моя воля».
Тогда мастер написал образ Троеручицы, который прославился многими чудесами.

Древнейший в России список с иконы Божией Матери Троеручицы находился и в мужской Белобережской пустыни (Орловская область), куда её в 1664г. принёс основатель монастыря иеромонах Симеон. Эта святыня тоже прославилась многими чудесами , и на поклонение ей во все времена приходило много паломников.

Один житель Карачева, у которого в семье были больные, пошёл в обитель и попросил разрешения принести святыню к себе домой. Но пока он ходил, в его отсутствие случился пожар. Домочадцы в первую очередь старались спасти больных, но они, к удивлению и радости всех, сами вышли из дома совершенно здоровыми. А огонь, охвативший всё вокруг, самого дома не коснулся. В это время принесли чудотворную икону, и пожар начал стихать, а потом и вовсе прекратился.

В Сухотинском Знаменском монастыре тоже находилась икона Богоматери Троеручицы, присланная со святого Афона при игумене Дорофее в благословение обители. Этот список тоже прославился по всей округе многими чудесами, особенно после события, произошедшего в 1828г.

Рядом с монастырём находилась усадьба богатого молодого и холостого человека, весьма неверующего. В церкви он никогда не бывал, священников у себя не принимал, не постился. Очень любил охоту и много времени посвящал ей, мало задумываясь о будущем. Однажды во время осенней охоты он сильно простудил ноги и обратился к врачам, но помощи от них не получил: боль всё усиливалась, ноги опухли, потом на них появились язвы. Болезнь уложила молодого помещика в постель, что было для него очень тяжело, к тому же надежды на выздоровление не было никакой. Один из врачей как-то заметил, что язвы становятся подозрительно синими, и объявил, что ноги придётся отрезать, чтобы не началась гангрена. Вот тогда молодой человек и вспомнил о Боге. Он решил послать в женскую обитель своего человека с просьбой, чтобы к нему в дом прислали чудотворную икону Троеручицы и отслужили перед ней молебен с водосвятием.

Удивилась матушка-игуменья, но поспешила исполнить просьбу своего соседа. Святую икону в сопровождении священника, дьякона и клиросных монахинь принесли в дом больного, отслужили перед ней молебен, после чего больного окропили святой водой и посоветовали этой водой обтирать больные ноги. Во время молебна молодой человек усердно молился, с верой прикладывался к святой иконе, а святую воду попросил поставить себе в изголовье.

После молебна и окропления святой водой он почувствовал облегчение в своих больных ногах: язвы потеряли синеву, жар поутих, а через несколько дней больному стало лучше. Он смог вставать и потихоньку ходить по комнате. Врач, советовавший отрезать ноги, не мог поверить в перемену, но признал, что больной скоро выздоровеет совсем.

Исцелившись, помещик прежде всего посетил Сухотинский монастырь и в благодарность подарил обители свою усадьбу, а сам уехал в другое имение.

Top