ХРАМ

ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В ОЧАКОВО-МАТВЕЕВСКОМ Г. МОСКВЫ

ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Поиск

Адрес: Мичуринский проспект, 68
+7 (925) 445-40-03
Икона Божией Матери "Серафимово Умиление"
Опубликовано: 02.04.2016

Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Пресвятой Богородицы: Она и Господь наш Иисус Христос являлись ему в видениях, исцеляли от смертных болезней. У преподобного Серафима было несколько икон Богоматери, но келейная икона «Умиление»  занимала среди них особое место. Никто не знает, откуда у батюшки появилась эта икона, сам же он называл этот образ Божьей Матери «Радость всех Радостей»; елеем от лампады, горевшей перед этой иконой, батюшка Серафим помазывал больных, и они исцелялись. Некоторые получали утешение в скорбях, когда Саровский чудотворец давал им приложиться к образу Царицы Небесной. Перед этим образом он молился 2 января 1833 г. и в молитвенном подвиге перед ним отошел к Господу.

После кончины старца Серафима игумен Нифонт передал икону осиротевшим сестрам в Дивеевскую женскую обитель, основанную Преподобным и находившуюся под его покровительством. По его благословению икона стала Верховной игуменьей монастыря, а настоятельницы его назывались наместницами Верховной игуменьи. Их место в соборе находилось за большим киотом с этой иконой. Перед образом всегда теплилась лампада из серебра, украшенного разноцветной эмалью. Лампада была пожертвована императором Николаем II в октябре 1902 г.

В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. В Троицком соборе для неё устроили особый придел, были установлены дни её празднования – 29 июля и 9 декабря (день основания обители). А к открытию мощей преподобного Серафима и к его канонизации  в 1903 г. с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации преподобного Серафима с иконы Божьей Матери «Умиление»  в иконописных мастерских Дивеевской обители и ее подворья в Петергофе были сделаны и другие списки.

Первоначальная же икона «Серафимо Умиление» бережно хранилась в самой Дивеевской обители. От нее исходил Нетварный Божественный свет, преображавший душу подвижника Серафима в чистейший сосуд благодати Божьей. После усердной ночной молитвы Пресвятой Богородице перед Ее чудотворной иконой и от преображенного лика Преподобного изливался невыразимо благодатный свет, озарявший всех, кто приходил к нему за советом и утешением.

В 1927 г. монастырь закрыли, но игумения Александра (Траковская) чудотворный образ в драгоценном окладе тайно вывезла в Муром, где она поселилась вместе с некоторыми сестрами в небольшом домике, располагавшемся у стен закрытого Благовещенского монастыря. В садике этого дома была закопана риза с иконы, а сам чудотворный образ находился в темном углу кельи матери-игуменьи. После ее смерти в 1941 г. чудотворный образ Божией Матери хранила монахиня Мария (Баринова), а в конце своей жизни она решила подарить святыню патриарху Пимену. Но когда ризу выкопали из земли, то увидели, что она была сильно повреждена от сырости. Священник Виктор Шаповальников обновил ризу и хранил образ Пресвятой Богородицы вместе с другими дивеевскими святынями до 1991 г., а потом передал все Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. И в настоящее время икона хранится в палатах Святейшего патриарха – в церкви в честь Владимирской Божьей Матери.

Перед «Серафимовым Умилением» возносились молитвы о великой и многострадальной земле Русской и в дни 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского в чине святых. Сейчас икона батюшки Серафима ежегодно выносится на праздник Похвалы Богородице на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский (Елоховский) собор.

Изображение Богоматери на иконе «Серафимово Умиление» - поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Подобная иконография связана с западным христианством, а на Руси подобные иконы появились в XVII в. Существуют два иконографических извода иконы Божьей Матери «Серафимово Умиление»: на одном – Богоматерь изображена с белым убрусом (платом) на голове и в красно-синих ризах, на другой иконе – в серебристых ризах. На последней, согласно сложившейся традиции, средствами живописи имитируются золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Нимб передан в виде расходящихся лучей золотистого сияния, которые состоят как бы из драгоценных камней и жемчуга. С сиянием нимба тончайшими оттенками света и цвета сочетается золотой фон иконы. Лик и руки Пресвятой Богородицы исполнены мягкими светотенями, венец Ее обрамлен надписью со словами из Великого Акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная».

В Троицком соборе в Дивееве, в правом киоте, находится список с иконы «Серафимово Умиление». О множестве полученных от нее исцелений свидетельствуют пожертвования, которые украшают икону. Несколько раз в лучах заходящего солнца чудотворный образ просиял необычно: лик Пресвятой Богородицы становился живым, краски нежными, а написанные маслом украшения почти невозможно было отличить от драгоценных камней. Иногда около левого глаза Богоматери богомольцы замечают прозрачную слезу. Все паломники, приезжающие в Серафимо-Дивеевскую обитель, стараются приложиться к этому чудотворному образу.

Напечатано по материалам книги Иониной Н.А. «Православные святыни». М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.


Категория: Прихожанину на заметку