Меню Закрыть

"Вот такое чудо — маленькое, но постоянное" (рассказ паломницы)

Второй раз в жизни мы приехали в Псков, где были в прошлом году всей нашей большой семьёй всего три дня.

Главной целью той поездки было посещение Печор, но, проведя всего три дня на Псковской земле, мы твёрдо решили приехать снова на следующей год. И по воле Господа приехали. Узнав, что планируется трудническая   поездка  ВШ, решили приехать и по возможности провести время с пользой в монастырях Пскова. На трудничество не надеялись: трое маленьких детей не готовы быть трудниками. Про крестный ход на кораблях к острову Залит знали из анонса программы ВШ. И очень хотели пройти "Дорогой Спасителя"-так называют этот крестный ход.

Об этом я узнала , когда проснулась ночью в 3 часа накануне поездки в Елизаровский монастырь.  Спать не хотелось, и я стала читать про крестный ход , какая у него последовательность, с какого года возобновили ход. Об отце Николае Гурьянове читала. Мое увлекательное чтение сопровождали звуки сильного дождя,и к 7 утра я решила не ехать:  боялась — промокнут дети и не выдержат.  Когда зазвонил будильник и Максим проснулся, я ему ответственно так и сказала: мол сидим дома , не едем , ливень, и по прогнозу он явно не кончится в 9 утра. Но муж настоял, сказал:

-Господь проверяет нашу решимость, оденемся, смену белья с собой возьмём и поедем, а там — как будет.

Детей поднимали словами:

-Вставайте скорее, у нас сегодня по плану приключение настоящее и настоящее паломничество!!

Как-то все в этот день складывалось хорошо: мы причастились все — неожиданно  священник после исповеди  благословил причаститься , ради такого дня без подготовки. А ливень так и продолжался, не останавливаясь.  Люди в храме все были одеты в сапоги, дождевики, спокойные все, не слышала , чтобы кто-то переживал, что вымокнет ( кроме меня ). Стоим мы с двухлетним  Даней на лестнице крыльца, идёт мать настоятельница, спрашивает:

-Этот маленький тоже идёт на крестный ход?

Отвечаю :

-Надеемся пройти.

Служба заканчивается, люди выходят из храма и с песнопениями отправляются через лес в деревню Большая Толба, там пристань , где их ждут кораблик и моторки. ( Идти примерно минут 40-50 при хорошей погоде, а у нас опять совет: как же нам идти под дождём, да и детки все голодные, без завтрака.)  Зашли в лавку, купили чёрного хлеба монастырского и решили доехать на машине до пристани, а там как будет. Приехали, сидим с детьми в машине, едим хлеб, папа наш выясняет, как можно добраться до островов. Пока выяснял, крестный ход и пришёл, начали они на кораблики садиться, и стало понятно, что места не хватит всем. В общем, договорились ехать на моторке до острова Белова и не ждать крестный ход, решили быстренько осмотреть остров Белова, затем остров Залит и вернуться на большую землю максимум часа через два.

Сели мы в лодку, накинули плащ-палатки и поплыли. Когда мы вышли из затона на большую воду , я вдруг поняла , что все мы без спасательных жилетов, что это не озеро, а море,  огромное  и, видимо, очень глубокое. И если лодка перевернётся, шансов у нас мало. И я начала молиться, стараясь не смотреть по сторонам  — так страшно было. А детям, наоборот, весело, и брызги воды в лицо, и сильный ветер, и лодка подпрыгивает на волнах — все прекрасно. После благополучной высадки  на суше спрашивала мужа, как мы вот так сели и поплыли, а он тоже понял только тогда, когда на большой воде оказались. Вот так нас Господь сберёг, по молитвам батюшки Николая, которого я, грешная и неразумная, просила не оставить нас и помочь доплыть до земли, чтобы мы поклонились его могилке.

Вышли на острове, договорились с хозяином через час отправиться на о.Залит, что,мол,нам здесь так долго делать? Пошли в храм апостолов Петра и Павла.

Небольшой храм, видно, что не заброшен, службы, видимо,  не раз в год, хотя говорят , что живет на острове всего 23 человека. (непроверенный источник). В храме настоятель выбрал двух мужчин, чтобы нести хоругви, одним из них стал наш папа. И стало понятно, что мы не уедем с острова через час, даже если нас зальёт всех, службу до конца пробудем точно. Так как папа стал при деле, мы с детьми отправились встречать корабли с паломниками. На берегу импровизированная пристань, а дальше холм, вот с этого холма и смотрели, как шли кораблики , сначала совсем маленькие , а потом все больше и больше . Озеро,конечно, поражает  размерами. Я читала, что если авария случается, люди на острове без электричества могут три дня быть и без воды тоже — кабели брошены от островка к островку, а провода над самой водой проведены.

Прибыли паломники и отправились к храму , оттуда вся процессия двинулась через поле и небольшой лесок к возвышенности, говорят, под ней храм или монастырь ( не помню точно), его Досифей основал. Когда храм нынешний восстанавливали, обнаружили под ним подземный храм , мы в него потом спускались и прикладывались к иконам , сохранившимся со времён Досифея ( "наставниче монахов и собеседниче ангелов,"- это из акафиста, мы его там пели, когда нас маслицем батюшка помазывал). Вот на холме, где был монастырь, теперь стоит большой крест, мы остановились и началась служба. После окончания паломников кормили вкусной ухой из лещей, кашкой , салатиком и даже чаем поили с коврижкой — было очень вкусно. Не представляю, сколько человек трудилось , чтобы накормить голодных 200 человек. Спаси их Господи!!! Трапезу закончили, зашли в храм подземный и отправились к озеру ждать кораблик.

Пришёл кораблик, и оправились мы к острову Залит. Всех паломников на островах встречал колокольный звон, дети звонили на колокольне, а наш младший прекрасно спал под этот долгий звон. Храм Николая Чудотворца — небольшой,сельский храм. Удивило, что паникадило не электрическое, а свечное, из обычных свечей тонких. В храме пели акафист Иисусу Сладчайшему, многие с молитвословами подпевали сёстрам. Очень красиво пели матушки Елизаровского монастыря, я маленький кусочек записала на диктофон, и очень понравилось песнопение "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас", — теперь поем с детьми его.

После акафиста была панихида у могилки  старца Николая Гурьянова. Мы пришли немного заранее, посидели на лавочке, каждый помолился  и попросил о своём у старца , говорят, помощь его быстрая. Затем мы зашли в домик, где он жил, совсем крошечный домик — одна комнатка со множеством икон. Икона у него в красном углу интересная: Спаситель в терновом венце и с закрытыми глазами , не прочила я ещё, почему именно такая икона висит. Не знаю, какое впечатление келья на меня произвела, а дочке там очень понравилось , говорит — там очень хорошо ей было.

Паломников чаем напоили и отправились мы в обратный путь. Стоит сказать, что как только панихида закончилась, погода разгулялась,  вышло солнышко. От других паломников я узнала , что так бывает каждый год, ливень с утра в этот день , а к 17-18 часам, когда крестный ход закачивается , выходит солнышко и устанавливается штиль на озере. Вот такое чудо — маленькое, но постоянное. Прибыли мы на большую землю благополучно, и что интересно — никто из нас не промок, не замёрз. Правда, все уставшие, но радостные, что Господь позволил нам совершить такое паломничество , теперь не понаслышке знаем,что воля Божья на все. Не знаю, как сил детям хватило, но никто из них не плакал и не капризничал. Думаю, в следующем году сможем и пешком дойти от монастыря до озера, главное — дождевик взять, а Господь всегда с нами идёт и ведёт нас по Дороге Спасителя к спасению.